На 9 мая был запланирован запуск обновленной (точнее реанимированной) РП20 — теперь с индексом «А».
В предыдущем запуске РП-20 взлетела довольно высоко, хотя и не добралась до теоретического «потолка» (очень много не добралась). На сверхзвуке «что-то с ракетой случилось» и она прекратила подъем. Приземление было «почти аварийным» (более 70 км/час), от удара о землю корпус ракеты был сломан примерно пополам.
Возможные причины обсуждались на форуме. Либо разрушение от перегрузки (вырваны стабилизаторы), либо «голова улетела от тела» при выходе из сверхзвука.
К новому старту ракета получила новый корпус — почти такую же «канализационную трубу 50 мм». Все размеры сохранены. Ракета получила обозначение РП-20А. Оборудование не пострадало. Головная часть оставлена прежней. Пришлось один стабилизатор сделать новый.
В четвертом старте полетел полностью «мой самодельный» двигатель. Конструкция — подобна второму запуску. Шашек в двигателе было на одну больше. Все размеры — совпадают. Отличие — в «начинке»: две шашки были на магниево-эпоксидно-селитровом составе (как и во втором запуске); остальные две с половиной — карамельные. Трассерная полушашка так же из карамели. В качестве сопла в третий раз полетел «текстолит» с графитовой вставкой (второй полет РП-20 и 15-ый запуск РП-19).
Длина двигателя — 290 мм. Масса — 340 грамм. Топливо: 72 + 120 грамм. Параметры вряд ли можно оценить, но — что-то близкое к второму старту.
Полная масса ракеты составила 1080 грамм. В «голову» был загружен болт с массой 70 грамм для получения нормальной устойчивости.
9 мая 2020 года. Праздник. Самоизоляция. Погода «паршивая»: низкая облачность, периодически начинается дождь.
Видеозапись «полета»
Старт нормальный. Топливо хорошо «подожглось» (несколько странно, что не видно пламени от горящего магния — как будто только карамель). Ракета уверенно и ровно пошла вверх.
Однако примерно через 0,3 сек (12-13 кадры видеозаписи) из ракеты вылетел двигатель. Дымящийся с обоих концов, он отправился в самостоятельный полет. Ракета к этому времени получила достаточную скорость и (не заметив потери двигателя) ровно продолжила подъем по инерции. Судя по всему, инерции хватило для достижения высоты около 100 метров…
Ракета развернулась и … носом вошла в землю недалеко от старта. Примерно на 30-35 см углубилась…
Полет двигателя не удалось отследить. Двухдневные его поиски не увенчались успехом.
Ракету откопал — повреждений нет. Выключатель был во включенном состоянии, но питание отсутствовало. При попытке выключить — питание «пошло» и программа запустилась с начала.
Анализ
К сожалению, забыл включить ближнюю камеру. С нее был бы хороший вид на вылетающий двигатель.
От пламени внутри ракеты пропал контакт выключателя и работа БРЭО прекратилась до точки обнаружения старта… еще бы одну десятую секунды и были бы начальные отсчеты в регистраторе…
Причина произошедшего: плохое крепление верхней заглушки двигателя. От возросшего давления ее «выбило». Она уперлась в болт крепления и … пришлось двигателю покинуть ракету. Все произошло довольно быстро, поэтому внутри ракеты не все обгорело…
Выключенное БРЭО не только не дало данные для регистрации, но и не позволило сработать системе спасения — потому ракета и врезалась в землю без выпуска парашюта.
Проверка электроники «на земле» показала полную ее работоспособность: связь с сотовым оператором устанавливается, спутники ловятся, регистрация давления — производится…