Как второй раз полетела «труба из картриджа» (РП-19В, старт 12)

Со второго раза удалось запустить реанимированную РП-19. Теперь у нее индекс «В».

Целью запуска была проверка работы безсоплового двигателя, сделанного из трубы от картриджа лазерного принтера. Предыдущая попытка такого запуска завершилась неудачно.

Пришлось восстановить ракету РП-19. Так она выглядела «перед реанимацией».

Обрезал «нижнюю часть» (стабилизаторы и двигательный отсек). С помощью муфты (из 50 мм канализационной трубы) добавил отсек (в нем будет размещен парашют). Головная часть осталась прежней. Соединение обтекателя с телом ракеты выполнено с помощью «внешней бумажной юбки». Уплотнение — скотчем. Получилось не очень хорошо, были сомнения в устойчивости сочленения в условиях реального полета (забегая вперед, надо сказать, что соединение выдержало нагрузки, хотя ракету «мотало» прилично).

Длина ракеты получилась 850 мм (корпус 655 мм, головная часть 195 мм). Масса ракеты без электроники и двигателя 340 грамм. Полная масса РП-19В перед стартом 630 грамм.


Двигатель БАДП22-208п из трубы от картриджа (24 мм диаметр, 230 мм длина). Диаметр по топливу 22 мм, длина канала 208 мм. Масса карамели 136 грамм (что несколько меньше, чем в предыдущем старте). Вышибной заряд традиционно выполнен из петарды и срабатывает по окончании работы двигателя. Метод «закладки» топлива на этапе изготовления выбран иной, чем прежде: укладка охлажденных небольших порций с «утрамбовкой» деревянной палочкой. Использована термозащита — лист офисной бумаги внутри трубы (примерно 2-3 слоя). Алюминиевая труба тажа, что летала в 11 старте, прогары замазаны конторским клеем и обмотаны бумажным скотчем. Верхняя заглушка — визиточный картон, закрепленный скотчем.

В процессе закладки топлива и последующего формирования канала неожиданно испытал трудности 🙂  Охлажденное топливо, уложенное первым потеряло пластичность и с большим трулом удалось его «продавить». Излишки топлива «не смогли» выйти сверху (через свободный конец трубы). Картонная заглушка была выдавлена «лишним топливом». Пришлось после застывания спиливать лишнее и клеить новую картонку. Петарда с защитной трубой приклеивалась уже к ней.

Масса собранного двигателя вместе с креплением составила 218 грамм.


Блок электроники оставлен прежним: Arduino Pro mini, BMP280, Neo-6M, nRF24L01+, 24C256. Питание от аккумулятора сотового телефона (ему уже больше 10 лет! но он продолжает работать).  Для размещения компонентов сделан пластиковый каркас, в дно которого вставлен выключатель. Масса блока 84 грамма.

Алгоритм работы оставлен прежним. После включения контроллер ждет координат от GPS модуля (Neo-6M настроен на периодичность вывода данных 0,5 сек, только строка $GPGGA; включена настройка для 4g). После обнаружения спутников начинается передача данных (время, координаты, напряжение питания и высота) по радиоканалу через модуль nRF24L01 (2,4ГГц). Через 30 секунд начинается регистрация (запись) этих данных во внутреннюю память 24C256 (блоки по 32 байта на один отсчет).

Никаких алгоритмов обнаружения старта, апогея и прочего в программе нет. Этапы работы алгоритма сопровождаются звуковыми сигналами.


Первая попытка запуска была предпринята 8 февраля. Яркий солнечный день. Мороз -14 градусов. Подготовка прошла нормально, однако после включения электроники на борту, выяснилось, что нет питания на контроллере 🙁  Пришлось перенести старт.

9 февраля 2020. Воскресенье. Удалось уловить пол-часа относительно ясного неба. Температура поднялась (с -14 накануне, до комфортных -4). Ветра практически не было (легкий западный, на графике видно снос падающей ракеты к востоку).

Сокращенный вариант видео запуска:

… полная версия:

Ракета хорошо стартанула, практически сразу завалилась. Но, потом, выровнялась и по спирали пошла вверх (на графике по данным GPS видно укрупненную траекторию).

Было видно (и слышно) срабатывания ССР. На маленьком парашютике РП-19В довольно резво (50 км/час) спустилась с небес примерно в 150 метрах от старта.

К сожалению, по радиоканалу прекратилось поступление телеметрии примерно с высоты 50 метров. На этапе спуска данные пошли снова, но координат в них не было… После считывания данных с регистратора, оказалось, что данные GPS прекратились после срабатывания ССР.

Так что пришлось искать ракету, основываясь на визуальных «впечатлениях»… Хорошо, что ракета упала недалеко и была видима на всем протяжении полета.


Данные полета (высота в метрах — синий, скорость в км/час — сиреневый, высота по данным GPS — желтый), отсчеты с периодом 0,5 сек.

Полет по данным GPS

с другой стороны…

Двигатель, после извлечения из ракеты выглядел так:

… остатки петарды из-под защитной трубки: