Как завершились полеты РП-17 (старт №21)

После «беспарашютного» приземления РП-17 в девятнадцатом старте пришлось несколько переработать конструкцию ракеты. Обновленная конструкция получила индекс «Г».

Переработке подверглись крепление стабилизаторов, двигателя, узел электропетард системы спасения.


Крепление стабилизаторов было изменено. Прежде всего были усилены скобы крепления (более толстый материал уголков, чтоб в полете не «разгибались»).

Вместо саморезов для крепления скоб использованы винты М3 с потайной головкой. Их установка производится изнутри ракеты (гайки крепления оказываются при этом снаружи). Для доступа к головкам против них в корпусе ракеты пришлось сделать отверстия диаметром 8 мм.


Крепление двигателя в корпусе ракеты также подверглось изменению. Убраны кольцевые вставки под двигатель диаметром 25 мм. В двадцать первом полете планировался двигатель из пластиковой трубы диаметром 32 мм. Для его установки оставлены крепежные кольца соответствующего диаметра.


Из трех «первомайских» двигателей должен был полететь последний — большой из трубы 32 мм. Он уже летал на РП-15 в ее последнем старте (тогда все закончилось крахом). На фото — он справа от «полетевшего мотора» в 20-ом старте.

Это обычный бессопловик. Диаметр по топливу 25 мм, длина канала 198 мм. Заглушка (глухая часть топлива) толщиной 13 мм. Масса топлива 165 грамм. Полная масса двигателя 222 грамма. Расчетная тяга 6-7 кг, время работы полторы секунды. Высота полета ожидалась более 500 метров.


Пришлось восстанавливать и «почти электронную» внутреннюю начинку. От удара в предыдущем старте был разорван стакан установки петард и «хранения» парашюта. Пришлось его заменить.

Также покорежилась «крышка» (она на всех прежних фото — красная) для установки крепежа нихромовой проволоки электропетард. Теперь это «крышечка» зеленого цвета.


Двадцать первый старт должен был стать в какой-то степени итоговым для РП-17. До того все эксперименты ставились для подготовки к этому старту: управление системой спасения по данным датчика давления; GPS — координаты, время и дубль определения высоты; nRF24 — передатчик для «сброса» данных на землю. Ожидался если не рекорд, то довольно высокий полет.

Масса ракеты несколько выросла — до 670 грамм.


4 мая 2019. Очень теплое начало мая. Утро. Ветерок слабый. Вроде бы все хорошо…

При подготовке к старту все шло не так!

Помня о неудачном предыдущем старте — заклинило ракету на направляющей, смазал все поверхности. Установил «запал», при проверке — перестала включаться система запуска — нет питания. Разобрал пульт — проверил — все вроде в норме. Неисправность выключателя — срабатывает на десятый раз. Сказываются полторы сотни запусков с токами пуска в 10 ампер.

Снова выключился «сяоми» — фото и видеозапись, поиск по GPS. Пара минут задержки на перезагрузку.

Наконец, все удалось заставить работать. Включил ракету, пошел отсчет до начала регистрации и… поднялся ветер, туча закрыла солнце! Пришлось все отключить и выждать паузу. Старт произошел только на третий раз.

Видеозапись полета


Что же случилось. Поначалу все шло отлично: двигатель резво разогнал ракету. РП-17Г очень бодро ушла с направляющей — даже не успел за ней камерой (самое интересное — выпало).

Почти сразу сработали петарды, раскрылся парашют и ракета начала спуск. Двигатель продолжал работать — дым шел с обоих концов трубы ракеты. Признак «пожара на борту» — заглушка прогорела и пламя пошло внутрь корпуса ракеты — «прощай электроника». В кадре видно как отдельно падает защитная трубка петарды системы спасения.Ракета продолжала дымится со всех дыр на земле. В борту — большая дыра напротив верхней части двигателя.

Корпус очень горячий — плавится в руках. Спешно расцепил резинку амортизатора (связь с парашютом и головной частью). Выдернул остатки плат.

Все выгорело!


Итоги. Никаких данных о полете от радиоканала — нет! Видимо все сгорело до начала передачи данных о высоте. Последние полученные данные:

N;93; EEP;792; TIME;7004750; LANT;5611.1410; LONG;4045.0012; SOS;112; LATD;1155; NU;0; PRES;99631;
N;94; EEP;816; TIME;7004800; LANT;5611.1410; LONG;4045.0012; SOS;112; LATD;1154; NU;0; PRES;99628;
N;95; EEP;840; TIME;7004850; LANT;5611.1410; LONG;4045.0012; SOS;112; LATD;1154; NU;0; PRES;99629;

От платы Arduino остался только кварц и кнопка сброса. ATmega168 найти не удалось. Оплавленная 24с64 вряд ли будет прочитана…

Neo-6M и nRF24L01+ полностью сгорели (остались кусочки пустых плат).

А вот аккумулятор уцелел: вся пластиковая оболочка расплавилась, корпус страшно горячий, но после очистки — нормальные 4,1 В. (Странно: литиевый заряженный аккумулятор от высокой температуры должен был раскалиться до красна, даже расплавиться! но тут — этого не произошло).


Выводы. Уже не в первый раз горит двигатель, но защиту все никак не привыкну ставить…

В очередной раз высота не покоряется!