Как прошел первый запуск РП-17

После аварии довольно удачной РП-16, создал почти-ее-копию РП-17…

Новая ракета отличается от РП-16:

  • увеличена длина до 990 мм (на 90 мм больше): корпус 700 мм, обтекатель 290 мм;
  • не нашел тонкостенную трубу — использовал обычную (толщина стенки 1,8 мм вместо прежней 1,5 мм — совсем не нужный прирост массы в 20%);
  • обтекатель сделан «ленивой» короной на 6 лепестков (в РП-16 их было 8);
  • в остальном — копия.

В первом старте кроме проверки полетит/не полетит, запустил старенький (2013 года) смартфончик. Собственно, это должно было произойти на РП-16, но…

Идея была в том, чтоб программно имитировать полетный компьютер средствами андроида: определение высоты по данным GPS/ГЛОНАСС, регистрация показаний акселерометра. Несложная программа созданная в AppInventor кроме регистрации данных, выполняла и роль системы обнаружения (отправляла в СМС координаты).

Двигатель стандартный безсопловый с вышибным зарядом БПДП20-111п2.

Это труба PN10 — такие сейчас почти не применяют — толщина стенки современной трубы много толще, да еще и армирование применяют.

Размеры для 25 мм трубы — толщина стенки 2,3 мм; отсюда внутренний диаметр 20,4 мм.

Проверенный безсопловый двигатель традиционной конструкции с двумя петардами в качестве вышибного заряда классической системы спасения.

желтое — это топливо, коричневые — петарды, синий — фитиль и стенка корпуса, справа — картонные заглушки (рыжий) и термоклей (зеленый). Длина канала l = 111 мм, диаметр d = 6мм, общая длина гильзы с топливом М = 120 мм. Н = 9 мм. С помощью защитной пластиковой трубки (на рисунке — зеленым цветом) длина двигателя наращена до L = 210 мм. Диаметр (по топливу) D = 20,4 мм.

Сверху заглушка сделана из картона! После затвердевания топлива в ней сверлятся два отверстия диаметром 2 мм сквозь заглушку и в толще топлива на глубину 5 мм. В них пройдут фитили двух петард длиной по 15 мм. Петарды закреплены термоклеем. Таким образом на активной стадии работы двигателя роль верхней заглушки играет «глухая» часть топлива и картонная заглушка с петардами по центру. После окончания работы мотора срабатывает петарда (хотя бы одна). Избыточное давление формируемое ей сбрасывает обтекатель и выбрасывает тормозную ленту. По идее, «лишнее» пламя «гасится» прокладкой между двигателем и лентой.

Масса собранного двигателя БПДП20-111п2 (Безсопловый Пластиковый Двигатель = БПДП) составила 80,4 грамма (без петард). Масса топлива — 61,9 грамма. Весь двигатель в сборе: с петардами и защитной удлиняющей трубкой потянул на 91,8 грамма.

В корпус ракеты (труба 50 мм) двигатель вставляется достаточно плотно с помощью уплотнения втулками набранными из отрезков труб разных диаметров. Для запуска двигателя используется обычный электрозапал из нихромовой проволоки диаметром 0,3 мм с обмазкой из ракетного топлива. 

Никакой электроники (кроме смартфона) в первом полете не было (вся разлетелась или разбилась…)


1 декабря 2018 года — первый день зимы. Довольно прохладно (уже ниже нуля). Ясный солнечный, но очень короткий день. Ветра нет вообще! Идеальные условия.

Сразу начались трудности: земля смерзлась и никак не давала установить направляющую. Пришлось старт отложить: найти подходящий кол, вбить его в мерзлую землю и крепить стартовую направляющую уже к нему.

Уже после обеда возобновил подготовку: тест запала — не проходил — как бы обрыв! Запасной — нормально, но, повозившись с исходным, удалось его восстановить.

И снова проблемы — не срабатывает реле дистанционного управления включением запала. За два года подсели 4 шт АА — пришлось их заменить.

И после этого — снова все не так: смартфон никак не может поймать спутники и начать регистрацию. Пришлось еще 10 минут потерять на перезагрузку телефона. Первые два отсчета записались «на руках», потом запихнул телефон в ракету и затянул его «бумаго-скотчевым» кольцом (красный на фото).

Старт состоялся в 15:00. Красивая желтая подсветка заходящего солнца хорошо видна…

Видеозапись полета

Первая секунда…

Что происходило…

После запуска двигателя стало ясно, что не все в порядке — уж очень тяжело и медленно ракета взлетала. Сразу вспомнил о дефекте этого мотора: в канале остался скотч (его ошметки видно на фото и видео).

Тем не менее ракета разогналась и довольно ровно ушла вверх. На ясном небе ее было хорошо видно, но момент апогея я пропустил. Взрывы петард хорошо слышно на записи. Парашют успешно раскрылся и ракета не так уж и далеко от старта приземлилась.

Послал СМС на ракету и получил ответную с координатами. В Google Maps не вводил — пошел искать ракету «вручную». Сразу нашел. Сверил местоположение с принятыми в СМС координатами — совпадение до четвертого знака (удивительно, т.к. на ракете ГЛОНАСС, а «в руках» на «большом» смартфоне — GPS).

Ракета цела, телефон на месте. Сразу посмотрел файл с отсчетами о полете — на месте, но всего их 12 (причем не менее двух сделаны еще до установки в ракету). Посмотрел отсчет высоты — максимум 181 м! (это от уровня моря).


Анализ полученных данных…

Уже дома, в тепле занялся анализом…

Тут синим — высота (метры), сиреневый — скорость (производная по высоте). Желтым добавлены точки, которые отсутствуют в выборке. График понятный, похож на то что должно было бы быть, но от реальности по абсолютным значениям очень далек…


Тут совмещены данные о широте (сверху), долготе и высоте (снизу)


Здесь высота и данные по ускорению по трем осям. «Фигня» — только желтый хоть как-то отражает работу двигателя на взлете…


Здесь полет в Google Earth (координаты и высота). Тоже далеко от истины по высоте, но по местоположению — очень похоже.

Вывод: проверка смартфона в полете будет продолжена, но получаемые данные далеки от истины…