Как завершилась «жизнь» РП-12Б (старт №12)

Довольно оптимистичный одиннадцатый старт РП-12Б подвиг на совершение некоторых изменений в ракете…Двигатель практически остался прежним. Была несколько уменьшена толщина глухой части топлива. Это должно привести к сокращению времени между окончанием активной части работы двигателя и срабатыванием системы спасения (взрывом петарды).

Новый моторчик был сделан из остатков гильзы патрона. Технология изготовления — такая же как в двигателе из седьмого старта РП-8.

Бумажная трубка для корпуса будущего мотора — из трех листов офисной бумаги А4. В такую трубку (внутренний диаметр 20 мм) очень плотно входит металлический капсюль — даже клеить не надо!

Методика формирования канала и заливки топлива аналогична РДПГ20-36.

Сверху заглушка сделана из эпоксидного клея! В топливо в верхней части «вплавлена» петарда и все это «залито» эпоксидкой.Таким образом на активной стадии работы двигателя роль верхней заглушки играет «глухая» часть топлива и «каменная» эпоксидная заглушка с петардой по центру. После окончания работы мотора срабатывает петарда. Избыточное давление формируемое ей сбрасывает обтекатель и выбрасывает парашют. По идее, «лишнее» пламя «гасится» прокладкой между двигателем и парашютом.

Схема мотора РДП20-40пЭ получается такая:

желтое — это топливо, коричневая — петарда, синий — фитиль и стенка корпуса, слева — металлический капсюль с соплом 6 мм, справа — эпоксидная заглушка (серый).

Двигатель работает, топливо догорает, зажигается фитиль петарды, она взрывается — создается избыточное давление в корпусе и двигателя, и ракеты — отстреливается головная часть — парашют выходит…

Масса собранного двигателя 50 грамм; топлива в нем — 37 грамм. Масса снижена в сравнении с таким же мотором из 11-ого полета РП-12Б за счет более «тонкой» глухой части топлива.


В очередном старте носовая часть была утяжелена полезной нагрузкой — высотомер на Arduino Pro mini. Высотомер дополнен блоком радиопередатчика 433МГц системы обнаружения.

и… забегая вперед, надо сказать это положительно сказалось на поведении ракеты в полете…


12 августа 2017 года — теплый летний день. Ветерок есть, но — вполне комфортный. Температура — около 25, комарики есть, но им на солнце жарко и они не слишком активные! Собрал стартовую установку (ДУ на 315МГц так понравилось, что без него — уже никак).

Стартовала ракета довольно капризно. Сначала был ряд ложных срабатываний алгоритма обнаружения старта высотомера. (В итоге, он так и не отработал реальный полет). Затем был неудачно испытан «спичечный» запал.Спичка вспыхнула, однако запустить двигатель не смогла… Потом «подвел» традиционный запал — намазанное на нихромовую нить топливо расплавилось, но не загорелось… И лишь второй запал сработал нормально.

Двенадцатый старт РП-12Б можно посмотреть:

Итак, что же произошло в очередном пуске
двигатель с третьего раза завелся обычным «запалом». Ракета пошла вверх не очень ровно, ощутимого завала набок не было, ракета набрала приличную высоту. Общее направление полета оказалось » к деревне». Было видно как ракета наверху развернулась к земле (дымовой след есть). Глазом падение хорошо наблюдалось, а вот на видео оно лишь «угадывается» — расстояние около 100 м.

Петарда не сработала, хотя топливо (видно по шлейфу) выгорело полностью. Было слышно хруст при ударе ракеты о землю.

Конечно, никакая электроника такого не выдержит — передатчик системы обнаружения молчал. Почти часовые поиски в зарослях крапивы ни к чему не привели. Традиционно ракета была найдена на 10 м дальше предполагаемого места падения на крыше бывшего овощехранилища.Носовая часть ракеты была разбита при ударе.Верхний винт М5 крепления к стартовой направляющей был срезан. Вся электроника смялась.Arduino Pro mini удалось «разогнуть» и подключить к компьютеру. Преобразователь напряжения для передатчика потерял часть деталей. Аккумулятор помят, но — цел.

Двигатель внешне цел. Петарда — цела, хотя фитиль выгорел (!?) — будем считать это дефектом петарды.Провода питания были оборваны, поэтому ничего не работало. Высотомер сработал задолго до старта и показал ровную линию высоты 🙁

ИТОГ: ракета хорошо слетала — как и должна с таким двигателем. Не сработала система спасения — это привело к отказу системы обнаружения. Регистратор — снова подвел! надо совершенствовать алгоритм.

Результат «на глазок» — высота полета меньше 100 м, а дальность «улета» от старта — почти 100 м.