Чем разочаровал восьмой старт РП-7

После довольно длительного перерыва, вызванного потерей камеры в седьмом старте, в апреле 2017 года запланировал новый пуск РП-7. Не прошло и трех месяцев 🙂  , как из Китая приехала новая камера MD-80. Вот с ней на борту и должна была полететь ракета… 

Все было готово к старту еще в конце марта, но… погода никак не могла предоставить нормальные условия для запуска: то сплошная низкая облачность, то довольно сильный ветер. 9 апреля даже установил ракету на направляющую, но порывы ветра были такие сильные, что штанга вибрировала… пришлось все убрать до лучших времен 🙁

Особенности восьмого запуска РП-7:

  • Бортовая камера была установлена на свое место;
  • Система спасения — «Резинка — 2» с нитью, поэтому пиропатрон не устанавливался;
  • Бортовое ПО слегка изменил (bmp280r8) — добавил минутный отсчет перед запуском алгоритма определения старта; сам алгоритм ужесточил — разность высот увеличил до двух метров и добавил счетчик повторов роста высоты;
  • Почти тот же двигатель (как в 6-ом и 7-ом полетах)! в топливо вплавлена нить для удержания обтекателя (подробности — см. систему «резинка 2»);
  • В системе спасения оставлен небольшой вытяжной парашютик.

Двигатель — слегка модифицированный бессопловый. Особенности: заглушка выполнена из картона, в верхнюю часть топлива (глухой участок) вплавлена нить. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4. БРДП20-100н — обычный бессопловый, небольшой и, в общем-то, маловат для полу-килограммовой РП-7. Теоретические прикидки давали высоту полета не более 100 м (если ракета вообще покинет место старта). Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель.

Коричневая заглушка справа — кусочек «визиточного» картона, вдавленный пальцем в трубку корпуса двигателя и по торцу проклеенный конторским клеем. В ее центре шилом проколото отверстие, через которое пропущена нить (черный цвет) достаточной дины (60 см) для крепления к крепежному винтику обтекателя. Глухая часть топлива увеличена, чтоб не случилось аварии подобной бывшей в седьмом пуске. Масса снаряженного мотора — 72 г. Двигатель коротковат для моторного отсека РП-7, поэтому его корпус наростил трубкой того же диаметра до общей длины 150 мм.

Восьмой полет РП-7 состоялся 16 апреля 2017 года. В 04:40 сонце еще не встало — чистейшее небо, ветра вообще нет! Но поленился — хотелось сон досмотреть… Прогноз давал сильный ветер, сплошную облачность, дождь и снег при температуре +2. В 06:30 пересилил себя и отправились с дочерью запускать ракету. Небо такое же чистое, но поднялся ветерок. Решил: ЗАПУСКАЕМ!

В итоге, полет — совсем не получился. Ракета долго «думала» на старте, потом медленно, как бы нехотя ушла со старта. Взлет получился очень медленный, почти сразу порыв ветра наклонил ракету: сказалась большая парусность стабилизаторов при очень маленькой скорости на выходе с направляющей (по кадрам видно — скорость схода не выше 7 м/с! Полет был довольно зрелищный — хороший столб дыма! Отлично видно как ракета достигла максимума (около 20м), развернулась к земле и со всего маха носом ударилась о землю. Двигатель при ударе еще не доработал — видно много дыма… Ракета кувыркнулась недалеко от места старта. Никаких поломок нет, радиопеленгатор для поиска не понадобился, но аппаратура работала — в приемнике четко прослушивался сигнал передатчика.

Из минусов: при ярком солнце совсем не видно индикаторов видеокамеры — наверно я ее сам и отключил: на записи только руки включавшие камеру видно… В-общем, основная цель — получение видео с борта ракеты — не достигнута 🙁 .

Программное обеспечение в полете сработало отлично. Корректно определен момент старта. При ударе об землю датчик давления не перестал работать. Весь полет хорошо уложился в EEPROM.

Синий график — высота в метрах, розовый — скорость в км/час; временные отсчеты через 0,1 сек. Данные с регистратора дают полную картину полета.

Точка падения — рядом со стартом.

Выводы: Сам полет — не слишком хорош с точки зрения зрелищности — не высоко, все хорошо видно и искать ракету не надо — приземляется рядом! Плохо — что до парашюта дело не дошло…

PS. Некоторые цифры восьмого полета РП-7:

  • Максимальная скорость в полете = 80 км/ч;
  • Макс высота = 22 м;
  • Общее время полета = 4,6 сек.

В неудаче можно винить (т.е. возможные причины невзрачного старта):

  • плохое (может быть) качество топлива — двигатель пролежал на открытом воздухе больше двух недель — вполне топливо могло увлажниться;
  • большое трение в стартовой направляющей (уже более года с нее стартуют ракеты — более 40 стартов); косвенно на это указывает и второй пуск в тот же день — «не взлет» РП-8.