В четвертом старте постарался учесть итоги третьего полета РП-12А. И прежде всего хотелось сделать полет более смотрибельным…
Конструкция ракеты по сравнению с третьим стартом не изменилась: 6F22 (КОСМОС) в носовой части, высотомер с передатчиком — там же. Основные изменения коснулись двигателя и системы спасения.
В четвертом запуске РП-12А была использована все тажа система спасения «резинка 2». Для спасения ракеты оставил только один парашют (квадрат со стороной 18 см) из третьего полета РП-11 (уверенность, что вытяжной парашют может вытянуть основной — пропала).
Особенности четвертого запуска РП-12А:
- В системе спасения «Резинка 2» оставлен один парашют;
- В головном обтекателе оставлен вес — батарея 6F22;
- Барограф на базе Digispark и BMP280 с радиопередатчиком 433МГц запитан от 9В батареи, программное обеспечение изменено — период регистрации увеличен до 200 мс (ver. _S_5);
- Двигатель обычный бессопловый, но с существенно увеличенной тягой в сравнении с предыдущим стартом, так же с вплавленной нитью для системы спасения.
- В заглушку двигателя вставлены трубки с топливом для создания дымового шлейфа на спуске.
- Для звукового эффекта в вышеуказанные трубки добавлены две петарды!
- Полная масса ракеты возросла до 305 грамм
Двигатель как бы новый — БРДП25-100н — классический, сделанный по неоднократно проверенной методике. Через картонную заглушку в глухую часть топлива вплавлена нить. Материал корпуса — три слоя офисной бумаги А4 (по длинной стороне). Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Длина канала — 100 мм. Масса двигателя — 110 г.
После отработки двигателя «догорает» топливо на глухом участке 19 мм. При скорости горения карамели 2,5 мм/сек — примерно на 7-8 сек. После этого ракета падает без дымового следа. Чтобы это «исправить» решил добавить еще «дымящегося топлива».
На рисунке выше показаны добавленные к двигателю элементы: две трубки диаметром 7 мм длиной по 45 мм заполненные топливом (в теории они должны были «делать дым» примерно 15-18 сек). На концах трубок закреплены обычные петарды с фитилями — это должно дать звуковой сигнал окончания работы «дымилок». Внешний вид конструкции — ниже, масса возросла до 116 грамм.
Четвертый полет РП-12А состоялся 11 марта 2017 года. Вид на ракету:Погода — идеальная. Солнце, почти чистое небо, полный штиль! Мороза нет — температура +4. Снег еще кое-где лежит, можно передвигаться на лыжах.
В итоге, полет получился практически идеальным. Ракета хорошо ушла со старта безо всяких отклонений. Ракета бодро устремилась вверх и скрылась из глаз как только «закончился дым». На стадии спуска удалось ее разглядеть — спуск проходил на парашюте, было видно как болтается под ним обтекатель. Обе петарды громко «хлопнули» с 5-ти секундным интервалом (21-ая и 26-ая секунды полета). «Дымка» перед хлопками не заметил — маловаты трубочки… К сожалению даже на HD записи спуска не видно (расстояние более 200 м).
Система обнаружения не сработала, после обнаружения ракеты, выключатель был в выключенном состоянии. Видимо — от удара о землю: об этом свидетельствует и запись в EEPROM Digispark. Повезло — ракета упала на обочине дороги — нашли быстро.
График полета (без «чистки») можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах (синий); скорость в км/час (сиреневый), отсчеты идут через 0,2 сек):
- Высота полета — 458 м (это рекорд!);
- Максимальная скорость — 405 км/час;
- Скорость на спуске (примерно) — 30 км/час;
- Общее время полета — 47 сек .
- Время работы двигателя — примерно 2 сек (до высоты 115 м).
- Подъем по инерции после отработки двигателя — 7 сек.
Выводы: Полет получился. Cистема поиска не сработала. На поиски ушло не более 10 минут, ракета удалилась от старта на 260 м (зеленая линия):
На земле — ракета лежала на обочине на траве:При приближении выяснилось, что от взрыва петард корпус ракеты разорвало:
Заглушка двигателя и трубки с топливом «для дымка» — бесследно исчезли:
Проба публикации видео в формате 4К 🙂