Почему в шестом полете РП-7 не забралась на высоту 60 м

Шестой полет РП-7 стал (как бы) внеплановым. Очень хотелось проверить на практике систему спасения «резинка 2». Для этой цели создавалась РП-9, но в первом же своем полете она была утеряна… 

Особенности шестого запуска РП-7:

  • Бортовая камера не устанавливалась (жаль было ее потерять из-за возможных проблем с новой системой спасения);
  • Пиропатрон — не устанавливался, т.к. система спасения «резинка 2» работает без него;
  • Бортовое ПО осталось без изменений — как в предыдущем полете;
  • Специализированный новый двигатель! в топливо вплавлена нить для удержания обтекателя (подробности — см. систему «резинка 2»);
  • Как и в пятом полете, дополнена система спасения — добавлен небольшой вытяжной парашютик.

Двигатель — слегка модифицированный бессопловый. Особенности: заглушка выполнена из картона, в верхнюю часть топлива (глухой участок) вплавлена нить. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4. БРДП20-90н — обычный бессопловый, небольшой и, в общем-то, маловат для полу-килограммовой РП-7. Теоретические прикидки давали высоту полета не более 75 м (если ракета вообще покинет место старта). Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель.

Коричневая заглушка справа — кусочек «визиточного» картона, вдавленный пальцем в трубку корпуса двигателя и по торцу проклеенный конторским клеем. В ее центре шилом проколото отверстие, через которое пропущена нить (черный цвет) достаточной дины (60 см) для крепления к винту обтекателя.

Шестой полет РП-7 состоялся 4 января 2017 года. Пришедшие после Нового года морозы дали солнце, почти чистое небо, температура — около -15 градусов.

В итоге, полет — получился. Ракета долго «думала» на старте, потом медленно, как бы нехотя ушла со старта. Взлет получился ровный и довольно зрелищный — хороший столб дыма! Отлично видно как ракета достигла максимума, развернулась к земле. Немного ожидания — вышел вытяжной парашют, а за ним и основной. Но, из-за невысокого полета это произошло почти у земли. Ракета кувыркнулась недалеко от места старта. Никаких поломок нет, радиопеленгатор для поиска не понадобился.

Из минусов: ракета на старте долго «сопротивлялась» — минут двадцать пришлось на морозе возиться то с нитью, удерживающей обтекатель, то с запалом, то с блоком управления (BMP-280 на морозе, наверно, хандрил) .

Программное обеспечение в полете сработало удовлетворительно. Корректно определен момент старта. При ударе об землю датчик давления перестал давать данные. Весь полет хорошо уложился в EEPROM.

Синий график — высота в метрах, розовый — скорость в км/час; временные отсчеты через 0,1 сек. Данные с регистратора дают полную картину полета. Хорошо видно момент раскрытия вытяжного (55) и основного (75) парашюта (горизонтальный участок на графике скорости — это ручная корректировка разнонаправленных выбросов реальных данных).

Точка падения — рядом со стартом, чуть выше по высоте.

Интересно было посмотреть на двигатель…… и, особенно, что с ним внутри корпуса ракеты. Для контроля, над двигателем положил кусочек ваты… она — не опалилась.Заглушка двигателя так же осталась целой.Выводы: Сам полет — хорош с точки зрения зрелищности — не высоко, все хорошо видно и искать ракету не надо — приземляется рядом! Для показа друзьям — самое то! Надо будет запасец таких небольших моторчиков иметь…

PS. Некоторые цифры шестого полета РП-7:

  • Точка рывка раскрытия основного парашюта: высота 14 м, скорость около 90 км/час, произошло через 7 сек после старта;
  • Точка рывка раскрытия вытяжного парашюта: высота 55 м, скорость около 27 км/час, произошло через 4,9 сек после старта;
  • Время работы двигателя = 1,7 сек;
  • Скорость в момент окончания работы двигателя (это — Максимальная скорость в полете) = 104 км/ч;
  • Высота в момент окончания работы двигателя = 33 м
  • Макс высота = 58,9 м;
  • Время полета от старта до максимума  = 3,7 сек, из них по инерции = 2 сек;
  • Скорость падения с вытяжным парашютом = 90 км/ч (средняя);
  • Скорость падения с основным парашютом = 25 км/ч (средняя);
  • Общее время падения от максимума  = 5,7 сек;
  • Общее время полета = 9,5 сек.