К третьему запуску РП-40 была довольно длительная подготовка. Планировался аналогичный второму запуск.
Отличие от предыдущего старта было в нескольких моментах:
- Пришлось восстановить парашют (оборвана стропа)
- Сделал новый радиомаяк на CD4093 и Н34S
- Сделал отдельный PLA модуль для размещения микроальтиметров и радиомаяка со своим аккумулятором под обтекателем
- Запланировал отправить в полет камеру SQ-11
- Очередная реинкарнация двигателя в ПП трубе 32 мм.
Про планы к старту снял отдельный ролик.
Двигатель
В четвертый раз двигатель собран в той же 32 мм ПП трубе по той же технологии. На сей раз сопло не вынималось. Срезал заглушку, заправил новые шашки и напаял новую заглушку. Сократилась длина примерно на 15 мм. В процессе очистки канала от шлака вылетела шайба М6, бывшая в бакелитовом сопле.
В двигателе четыре «тяговые» шашки и одна «глухая» в верхней части. Массы шашек оказались почти одинаковы и несколько выше предыдущего исполнения: 31,3 + 31,1 + 31,8 + 31,1 + 12,6 -> 139,3 (в тяге 125,3) (в граммах) со скотчем. Длина шашки 40 мм, диаметр канала (канал сделан винтом М6 с оболочкой из двух слоев коктейльной трубки) — примерно 7-7,5 мм. Длина «шашечной колбаски» = 176 мм. Сокращение за счет длины глухой шашки.
Полная длина двигателя 220 мм (-15), масса собранного двигателя 246 грамм (-8). Для установки в ракету пришлось слегка нарастить длину двигателя.
Теоретические параметры двигателя должны быть такими же, как в первом, втором и третьем вариантах.
Модуль под обтекатель
Учитывая неработоспособность радиомаяка, решил «навести порядок под обтекателем» — сделать полноценный каркас для платы маяка, аккумулятор и, за одно, разместить микроальтиметры от pinko.
Ракета в целом
Схема и параметры ракеты в OpenRocket
Основные цифры:
- масса ракеты во третьем старте стала чуть меньше (с двигателем) 880 грамм
- длина ракеты прежняя — 820 мм
- положение центра тяжести 520 мм от носа (запас устойчивости около двух калибров)
Несколько фотографий общего вида и «содержимого» новой ракеты
В верхней части блока электроники установил камеру SQ-11. Пришлось напротив объектива в корпусе сделать дыру. Питание камеры сделал от общего аккумулятора блока электроники. Включение камеры отдельное, ее штатными кнопками.
2 марта 2024. Теплый, почти безветренный день. Низкая облачность.
Решил запускать, т.к. прогноз не давал существенного улучшения условий (а зря — на следующий день были идеальные условия для запуска: чистое небо, яркое солнце и температура около нуля при полном безветрии).
Общая панорама места старта. Видно где стоят камеры и откуда шла съемка запуска (совпадает с точкой фото).
Видео третьего запуска РП-40
Ракета вполне корректно покинула место старта. Резво ушла в облака. Чуда не произошло — на спуске ракету потерял из вида и не удалось определить место падения. Надежды на радиомаяк не оправдались — долгие похождения по полям не увенчались успехом — сигнала нигде не удалось зафиксировать.
Что делать дальше
На второй день снова вышел в поле. Запустил новую РП-41 «из пивных банок». Долго искал РП-40. Не нашел.
Предполагаю, что произошло примерно следующее: после срабатывания ССР, парашют раскрылся (как и в предыдущем старте), но вращение ракеты привело к свертыванию строп и гашению купола. Встреча с землей (довольно глубоким и мягким снегом) привела к полному погружению ракеты под снег. Возможно сверху мог остаться комок погашенного купола белого парашюта. Но, естественно, его сложно заметить на снегу.
Буду ждать когда снег сойдет и пойду «прочесывать» предполагаемый сектор падения.
Цифры
- Массы шашек: 31,3 + 31,1 + 31,8 + 31,1 +16,4(12,6)
- длина камеры после среза заглушки 175
- масса трубы двигателя без срезанной заглушки 86
- шашки с скотчем 139,3
- длина колбаски шашек 176
- масса срезанной заглушки 34,2
- масса двигателя с шашками с новой заглушкой 246
- длина двигателя полная 220
- длина двигателя без выступа сопла 210
24 марта 2024 года. Поиски «пропавшей ракеты» увенчались успехом.
… нашел. Там, где и должна была бы быть в теории.
На борту было три альтиметра — все дают разные цифры: 450, 480 и 500 метров 🙂
За три недели под снегом и дождем аккумулятор «от вэйпа» разрядился до 0,3В (зарядил — держит нормально); 18650 1500мА*ч — до 2,3В (подключил в параллель такой же нормальный — через минуту «устаканилось» 3,5В — этого хватило, чтоб запустить электронику и считать данные).
На карточке камеры — последние 4 часа «жизни» — видно как наступают сумерки и ночь 🙂
Дома все просушил и считал данные
Данные с MAV версии 1.50 высота и остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)
Данные с MAV версии 3.50 высота и остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)
Данные полета основного контроллера показали, что срабатывание системы спасения произошло по таймеру через 6 сек после обнаружения подъема. Вполне бы взлетела повыше, если бы время таймера было больше.
Данные с полетного контроллера
Данные с MAV, обработанные по осям акселерометра
Здесь показан участок подъема ракеты.
- Синим — высота по данным барометра (м)
- Красным(Оранжевым) — скорость по данным барометра (м/с)
- Коричневый, зеленый, желтый — акселерометр (м/(с*с))
- Голубым — интегрированные данные ускорения по оси Х (желтый), т.е. это скорость (м/с)
- Темно-зеленый — интегрированная скорость по данным акселерометра (голубой), т.е. это теоретическая высота по данным акселерометра оси Х (м)
Здесь любопытно отметить завышение скорости по данным барометра на участке работы двигателя. При этом хорошо заметно «горб» на графике высоты. При этом данные о высоте по акселерометру дают плавное нарастание.
Видео замедленное с бортовой камеры. Здесь же наложен вид с внешней камеры.