Куда подевалась ракета (третий запуск РП-40)

К третьему запуску РП-40 была довольно длительная  подготовка. Планировался аналогичный второму запуск.

Отличие от предыдущего старта было в нескольких моментах:

  • Пришлось восстановить парашют (оборвана стропа)
  • Сделал новый радиомаяк на CD4093 и Н34S
  • Сделал отдельный PLA модуль для размещения микроальтиметров и радиомаяка со своим аккумулятором под обтекателем
  • Запланировал отправить в полет камеру SQ-11
  • Очередная реинкарнация двигателя в ПП трубе 32 мм.

Про планы к старту снял отдельный ролик.

Двигатель

В четвертый раз двигатель собран в той же 32 мм ПП трубе по той же технологии. На сей раз сопло не вынималось. Срезал заглушку, заправил новые шашки и напаял новую заглушку. Сократилась длина примерно на 15 мм. В процессе очистки канала от шлака вылетела шайба М6, бывшая в бакелитовом сопле.

IMG-20240206-122114 IMG-20240206-122124
IMG-20240206-122146 IMG-20240206-122156
IMG-20240206-122152 IMG-20240206-122211

В двигателе четыре «тяговые» шашки и одна «глухая» в верхней части. Массы шашек оказались почти одинаковы и несколько выше предыдущего исполнения: 31,3 + 31,1 + 31,8 + 31,1 + 12,6 -> 139,3   (в тяге 125,3) (в граммах) со скотчем. Длина шашки 40 мм, диаметр канала (канал сделан винтом М6 с оболочкой из двух слоев коктейльной трубки) — примерно 7-7,5 мм. Длина «шашечной колбаски» = 176 мм. Сокращение за счет длины глухой шашки.

IMG-20240206-123959 IMG-20240206-133401
IMG-20240206-132646 IMG-20240206-133459
IMG-20240206-133723 IMG-20240206-142340
IMG-20240206-142331 IMG-20240206-142454

Полная длина двигателя 220 мм (-15), масса собранного двигателя 246 грамм (-8). Для установки в ракету пришлось слегка нарастить длину двигателя.

IMG-20240206-154803 IMG-20240206-154841
IMG-20240206-154810 IMG-20240206-154819

Теоретические параметры двигателя должны быть такими же, как в первом, втором и третьем вариантах.
rdp25-160n4m6sd


Модуль под обтекатель

Учитывая неработоспособность радиомаяка, решил «навести порядок под обтекателем» — сделать полноценный каркас для платы маяка, аккумулятор и, за одно, разместить микроальтиметры от pinko.

IMG-20240207-214814 IMG-20240208-211628
IMG-20240208-211721 IMG-20240208-211638

Ракета в целом

Схема и параметры ракеты в OpenRocket
rp40
Основные цифры:

  • масса ракеты во третьем старте стала чуть меньше (с двигателем) 880 грамм
  • длина ракеты прежняя — 820 мм
  • положение центра тяжести 520 мм от носа (запас устойчивости около двух калибров)

Несколько фотографий общего вида и «содержимого» новой ракеты

IMG-20231216-185825 IMG-20231216-185813
IMG-20231216-185834 IMG-20231216-185857
IMG-20231216-185915 IMG-20231216-190043

В верхней части блока электроники установил камеру SQ-11. Пришлось напротив объектива в корпусе сделать дыру. Питание камеры сделал от общего аккумулятора блока электроники. Включение камеры отдельное, ее штатными кнопками.


2 марта 2024. Теплый, почти безветренный день. Низкая облачность.
P40302-141727

Решил запускать, т.к. прогноз не давал существенного улучшения условий (а зря — на следующий день были идеальные условия для запуска: чистое небо, яркое солнце и температура около нуля при полном безветрии).
Общая панорама места старта. Видно где стоят камеры и откуда шла съемка запуска (совпадает с точкой фото).
P40302-142336
Видео третьего запуска РП-40

Ракета вполне корректно покинула место старта. Резво ушла в облака. Чуда не произошло — на спуске ракету потерял из вида и не удалось определить место падения. Надежды на радиомаяк не оправдались — долгие похождения по полям не увенчались успехом — сигнала нигде не удалось зафиксировать.

Что делать дальше

На второй день снова вышел в поле. Запустил новую РП-41 «из пивных банок». Долго искал РП-40. Не нашел.

Предполагаю, что произошло примерно следующее: после срабатывания ССР, парашют раскрылся (как и в предыдущем старте), но вращение ракеты привело к свертыванию строп и гашению купола. Встреча с землей (довольно глубоким и мягким снегом) привела к полному погружению ракеты под снег. Возможно сверху мог остаться комок погашенного купола белого парашюта. Но, естественно, его сложно заметить на снегу.

Буду ждать когда снег сойдет и пойду «прочесывать» предполагаемый сектор падения.
rp40map


Цифры 

  • Массы шашек: 31,3 + 31,1 + 31,8 + 31,1 +16,4(12,6)
  • длина камеры после среза заглушки 175
  • масса трубы двигателя без срезанной заглушки 86
  • шашки с скотчем 139,3
  • длина колбаски шашек 176
  • масса срезанной заглушки 34,2
  • масса двигателя с шашками с новой заглушкой 246
  • длина двигателя полная 220
  • длина двигателя без выступа сопла 210

24 марта 2024 года. Поиски «пропавшей ракеты» увенчались успехом.
IMG-20240324-155123-F
… нашел. Там, где и должна была бы быть в теории.
rp40mapF

На борту было три альтиметра — все дают разные цифры: 450, 480 и 500 метров 🙂
За три недели под снегом и дождем аккумулятор «от вэйпа» разрядился до 0,3В (зарядил — держит нормально); 18650 1500мА*ч — до 2,3В (подключил в параллель такой же нормальный — через минуту «устаканилось» 3,5В — этого хватило, чтоб запустить электронику и считать данные).
На карточке камеры — последние 4 часа «жизни» — видно как наступают сумерки и ночь 🙂

IMG-20240324-155345 IMG-20240324-155405
IMG-20240324-155413 IMG-20240324-155424
IMG-20240324-155438 IMG-20240324-155535
IMG-20240324-155545 IMG-20240324-155928

Дома все просушил и считал данные

IMG-20240324-163734 IMG-20240324-163754

Данные с MAV версии 1.50 высота и остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)

MAV-2024-3-24-17-47-44 MAV-2024-3-24-17-48-3
MAV-2024-3-24-17-48-23 MAV-2024-3-24-17-49-18
MAV-2024-3-24-17-50-16 MAV-2024-3-24-17-50-3

Данные с MAV версии 3.50 высота и остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)

MAV-2024-3-24-17-57-3 MAV-2024-3-24-17-57-30
MAV-2024-3-24-17-57-43 MAV-2024-3-24-17-58-3
MAV-2024-3-24-17-58-28 MAV-2024-3-24-17-58-19

Данные полета основного контроллера показали, что срабатывание системы спасения произошло по таймеру через 6 сек после обнаружения подъема. Вполне бы взлетела повыше, если бы время таймера было больше.

Данные с полетного контроллера

Данные с MAV, обработанные по осям акселерометра

Здесь показан участок подъема ракеты.

  • Синим — высота по данным барометра (м)
  • Красным(Оранжевым) — скорость по данным барометра (м/с)
  • Коричневый, зеленый, желтый — акселерометр (м/(с*с))
  • Голубым — интегрированные данные ускорения по оси Х (желтый), т.е. это скорость (м/с)
  • Темно-зеленый — интегрированная скорость по данным акселерометра (голубой), т.е. это теоретическая высота по данным акселерометра оси Х (м)

Здесь любопытно отметить завышение скорости по данным барометра на участке работы двигателя. При этом хорошо заметно «горб» на графике высоты. При этом данные о высоте по акселерометру дают плавное нарастание.


Видео замедленное с бортовой камеры. Здесь же наложен вид с внешней камеры.