Чем обернулся запуск с «двухчасовым» двигателем (РП-38А, восьмой старт)

Солнце в выходные было замечательным. Ясно. Синее чистое небо. Так и просился какой-нибудь запуск…

После лыжной прогулки не удержался и решил запустить «скороспелую ракету». В качестве оной выбрал миниатюрную РП-38А.

Начал с двигателя. Обычный двигатель из гильзы. В 12:30 поставил на плитку миску с карамелью. Типовой двигатель с каналом 52 мм (длина шпильки) при общей длине гильзы 70 мм и внешнем диаметре 20 мм. В верхней части — петарда с утопленным в топливо фитилем. Сверху все залито термоклеем.

IMG-20240210-133917 IMG-20240210-140057 IMG-20240210-142620

Для установки двигателя в 25 мм корпус ракеты использовал обмотку бумажным скотчем. Вошло туго. Дополнительного крепления не использовал.
IMG-20240210-133932
В системе спасения — небольшой парашют. В головной части ничего не устанавливал.

В итоге параметры запуска такие:

  • Масса ракеты 130 грамм
  • Длина ракеты 490 мм
  • Положение центра тяжести 330 мм от носа.
  • Запас устойчивости около двух калибров.


10 февраля 2024. Ясный морозный солнечный зимний день. Потеплело до -13. Ветра практически нет. в 14:30 уже был на старте (с момента начала изготовления двигателя прошло 2 часа).

Фото на старте.
P40210-150815

Двигатель-скороспелка — хорошо видно.
P40210-150823

С места «оператора» — общий вид на старт в снежном поле со следа снегохода.
P40210-151336

Видео восьмого запуска РП-38А

Что произошло.

Для запуска двигателя использовал «запал», показанный ранее в видео «Чем запустить двигатель».

Получился он не вполне обычным — с очень большой петлей нихромовой проволоки. Поэтому «заправка» его в двигатель проводилась дома. Запуск (поджиг карамели) проходил довольно долго (видно о видео от команды пуск, до появления дымка).

Ракета хорошо рванула с места. Однако, еще до схода с рельса, сработала система спасения (взорвалась петарда вышибного заряда). Было видно идущий дым с верхнего конца ракеты. Фал перегорел. Головная часть вместе с парашютом полетели отдельно (упали радом со стартом).

rp38-8-a1 rp38-8-a2 rp38-8-x1
rp38-8-x2 rp38-8-x3 rp38-8-x4
rp38-8-x5 rp38-8-a1 rp38-8-a2

Сама ракета с дымом с обоих концов хорошо пошла в синее небо. Взлетела не высоко (метров 30), перелетела через меня и пошла к земле. Интересно, что оставила в снегу совсем маленькую дырочку. Нашел ее только после домашнего просмотра видео и определения примерного места падения.

rp38-8-m1 rp38-8-m2
rp38-8-m3 rp38-8-m4
rp38-8-m6 rp38-8-m5

Выковырял остатки ракеты из снега. От корпуса осталась покореженная труба. Все напечатанные части — целы. Двигатель — на месте.

P40210-151448 P40210-151451
P40210-161225 P40210-161324
P40210-161354 P40210-161327

Итог. При изготовлении двигателя пришлось вынимать каналообразующий стержень (и скотч) из еще не затвердевшей массы топлива. В итоге, воплне могли остаться трещины и каверны в толще карамели. Вот по ним пламя и распространилось в сторону вышибного заряда. Сработала петарда, отстрелилась головная часть. В образовавшееся отверстие заглушки пламя «рвануло» внутрь ракеты. Перегорел фал. Пластиковый (ПВХ) корпус ракеты стал мягким (в результате чего деформировался при встрече с землей).

Но полет в синем небе — состоялся. Удовлетворение моральное — осталось (хоть и не полноценное). Ракету можно восстановить — надо сделать новый корпус из отрезка 25мм ПВХ трубы — будет РП-38Б!