После неудачного второго запуска ракеты РП-39А, пришлось мастерить для экспериментов новую.
Новая ракета (РП-40) построена из остатков труб, использованных в РП37 и РП-39. Общее построение совпадает с исполнением РП-39 (разборка ракеты примерно пополам, электроника и вышибной заряд в верхней (головной) части, парашют и двигатель — в нижней (хвостовой). Блок электроники — тот же, что использовался в РП-39.
Про устройство ракеты снял отдельное «кино»:
Схема и параметры ракеты в OpenRocket
Основные цифры:
- масса ракеты (с двигателем) 899 грамм (на 100 грамм меньше РП-39)
- длина ракеты 820 мм (короче, чем РП-39)
- положение центра тяжести 510 мм от носа (запас устойчивости около двух калибров)
Несколько фотографий общего вида и «содержимого» новой ракеты
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Основная цель создания «быстро собранной» РП-40 — проверка работы второго варианта карамельного двигателя в ПП трубе 32 мм.
Про «новый» двигатель также снял отдельный ролик.
По параметрам, обновленный РДП25-160N4M6SD2, отличается от первого способом крепления бакелитового сопла. В новом варианте Сопло удерживается в муфте отрезком ПП трубы 32 мм. Таким образом, площадь поверхности удержания в несколько раз больше первого варианта и есть надежда, что «полка/юбка» сопла выдержит давление.
В двигателе четыре «тяговые» шашки и одна «глухая» в верхней части. Массы шашек оказались несколько ниже предыдущего исполнения: 30,9 + 27,5 + 29,5 + 29,5 +22,6 —> 141,9 (в граммах) со скотчем. Длина шашки 40 мм, диаметр канала (канал сделан винтом М6 с оболочкой из двух слоев коктейльной трубки) — примерно 7-7,5 мм. Длина «шашечной колбаски» = 195 мм.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Для двигателя использован слетавший на РП-39А корпус из 32 мм ПП трубы с заглушкой и муфтой. После установки шашек, от края шашки до конца муфты = 31 мм — в эту длину поместились: уплотнительное ПП кольцо, бакелитовое сопло и удерживающее его кольцо из трубы 32 мм.
Полная длина двигателя 265 мм, масса собранного двигателя 283,5 грамма.
Теоретические параметры двигателя должны быть такими же, как в первом варианте.
Цель первого запуска РП-40 — посмотреть как себя поведет «обновленное» крепление сопла.
OpenRocket дает довольно оптимистичные параметры полета — аж в район 700 метров
18 декабря 2023. В целом «паршивый» день к полудню на несколько часов стал превосходным. Небо полностью расчистилось. Яркое солнце. Ветер довольно ощутимый. Тепло — около нуля.
С трудом на лыжах (глубокий и липкий снег) добрался до точки старта.
Видео первого запуска новой ракеты РП-40:
Практически сразу вылетела труба, удерживающая бакелитовое сопло. Поэтому полета не получилось. Ракета «подпрыгнула» метров на пять и упала рядом со стартом.
Вылетевшие шашки догорели под снегом.
![]() |
![]() |
Сопло удалось откопать.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Итоги: ракета — цела (это хорошо). Отлично сработала система спасения (даже на таком «полете» алгоритм включения ССР отработал хорошо).
Неудача с двигателем вызвана ошибкой сборки. Между свариваемыми/спаиваемыми поверхностями ПП трубы и муфты попал герметик. В результате соединения труб не произошло — возросшее давление разъединило место спайки.
Данные регистратора (высота) довольно невнятные. Понять — где «подскок ракеты» — невозможно.
Срабатывание ССР произошло по таймеру, запускаемому после обнаружения старта (движения) ракеты.
Вывод: надо совершенствовать методику и оснастку сборки двигателя. Труба двигателя — целая. Попробую повторить двигатель и запустить ракету во второй раз…