Новый двигатель в ПП 32 мм трубе проверял в запуске РП-39А.
После не вполне удачного для корпуса ракеты РП-39 теста «новой электроники», пришлось поменять часть корпуса ракеты. Сделал отсек для электроники и вышибного более длинным (на 3 см), чем был ранее.
Ракета стала длиннее, но перерисовывать схему РП-39А не стал — привожу прежний рисунок.
Общий вид «ракеты РП-39А у дивана»
К старту ракета не претерпела изменений — тот же модуль управления, тот же радиомаяк, такая же «электропетарда» (снова сделал двойную с поджигом через фитиль),
стакан для защиты ракеты от взрыва — так же прежний (отрезок пластикового флакона от конторского клея).
Двигатель получился чуть длиннее прежнего — видно что выступает из корпуса дальше. Пришлось делать новую скобу для поддержки двигателя.
Общие итоговые параметры ракеты перед запуском.
- Длина ракеты 960 мм
- Масса снаряженной ракеты 998 грамм
- Положение центра тяжести 600 мм от носа (по цетру красной полосы)
- Запас устойчивости — три калибра
2 декабря 2023. Первый зимний снежный запуск. Земля основательно подмерзла. Пришлось молотком вбивать направляющую. Запуск был после обеда — дело шло к закату, поэтому темновато.
Видео последнего запуска «тридцать девятой»
Как все происходило.
Началось все c отказа пульта дистанционного управления — команда на включение не проходила (позднее выяснил, что приемник оставался дома включенным и аккумуляторы разрядились). Пришлось оттащить рюкзак с пультом от старта на всю длину провода и руками нажимать кнопку «Пуск».
Включил радиомаяк, бортовую электронику — контроллер вышел на обнаружение старта. Отошел к пульту и нажал «Пуск».
Топливо зажглось уверенно и довольно быстро. Ракета начала движение примерно через 0,4 сек после появления первого дымка. Подъем проходил достаточно резво (скорость схода более 12 м/с) — это сразу бросилось в глаза (в сравнении со стартами бессопловых конструкций).
Ракета хорошо сошла с рельса и довольно ровно начала подъем. Однако примерно через 0,5 сек после начала движения (высота 40-60 м) раздался звук взрыва. На видео видно черный выхлоп.
На следующем кадре обломки разлетаются во все стороны.
Покадрово с телефона в руках:
Далее распавшаяся ракета продолжила полет по нескольким траекториям:
- вылетевшее сопло «просвистело» у меня над головой и упало в трех метрах сзади меня (черным на фото)
- вылетевшая из двигателя не сгоревшая «колбаска с шашками топлива» со свистом и вращением пролетела справа от меня и упала (и догорела) в снег прямо на лыжню.
- два основных куска ракеты полетели в разные стороны — хвостовая часть с уже пустым двигателем продолжила полет и потом с воем и свистом упала в двадцати метрах от старта за стартом
- головная часть вместе с парашютным отсеком (он оторвался от хвостовой части ракеты после внутреннего удара двигателя в корпусе) полетела так же вверх и чуть вправо. На замедлении подъема сработала система спасения, произошло разделение корпуса. Однако к этому моменту парашют уже вывалился из своего отсека с «хвостовой стороны». Поэтому его стропы били блокированы трубой парашютного отсека — так ракета и падала с трепыхающимся, пытающемся раскрыться парашютом. Падение было примерно в тридцати метрах справа от старта.
Все части ракеты (кроме скобы крепления двигателя и «зацепов») удалось отыскать:
- хвост торчал из снега. От удара он лопнул, две части одного стабилизатора улетели совсем в другую сторону (но также были найдены). Двигатель — цел, был утоплен в корпус. Сопло — отсутствовало, муфта — на месте.
- головная часть «зарылась» в землю, но обтекатель остался цел. Труба корпуса электроники развалилась. Сам модуль электроники был цел, но питания не было (дома он ожил — видимо сказалось попадание снега). Радиомаяк — не работал (видимо удар о землю все-таки сказался). Кусок трубы парашютного отсека (из хвостовой части) был цел и «висел» на фале и стропах парашюта.
- бортик сопла (упор) был срезан по всей окружности. Это стало неожиданностью и вызвало споры на ракетном форуме.
Выкладка останков ракеты
Основные куски ракеты удалось собрать. По останкам можно предположить — что произошло в полете.
Поначалу все шло штатно — двигатель завелся хорошо (уверенно), дал приличную тягу (видно по скорости схода с рельса). И по звуку все было замечательно — хороший громкий «рев почти настоящего двигателя». На высоте 40-60 м, через пол секунды после начала движения, давление в двигателе выросло до максимального (в теории — до 30 атм). Вот тут все и произошло — полка сопла (бакелит) не выдержала давления и по местам наибольшего напряжения — лопнула. Сопло вылетело из корпуса двигателя. Вслед за соплом вылетела еще не догоревшая до конца «колбаска из шашек».
С вылетом сопла и шашек сам корпус двигателя получил сильнейший толчок «вперед». Резкий напор на упорный винт М4 (красная стрелка) привел к разрушению нижней части ракеты. Мало того, винт не стал препятствием на пути корпуса двигателя — произошел разрыв нижней части ракеты в месте стыка труб двигательной и парашютной части (зеленая стрелка).
С этого момента ракета полетела уже «двумя частями»: часть от зеленой стрелки и ниже, и головная часть выше зеленой стрелки. Далее все проходило «штатно» и описано выше.
При срабатывании ССР прошло разделение головной части по синей стрелке. Взрыв петард был достаточно силен. ПП корпус ракеты раскололся (при отрицательной температуре ПП труба довольно хрупкая) — не спас «защитный стакан» в котором были петард. Повторилась история теста ССР на ESP.
Данные с контроллера
После «высушивания» контроллера на батарее, он нормально завелся. Данные считал (см файлы ниже). Большой ценности в них нет. Видно, что ССР сработала как и положено при замедлении подъема, петарды взорвались уже на спуске. Максимальная высота, достигнутая головной частью — около 70 метров (выброс 140 м не стоит учитывать — это момент «взрыва» двигателя).
… а на этом скриншоте я отметил моменты обнаружения подъема, подачи сигнала на включение ССР и момент выключения транзистора ССР
График скорости
… и давления
Файл данных с контроллера rp39-2data
Краткое видео последнего «полета»