Как закончилась РП-39 (второй (и последний) запуск)

Новый двигатель в ПП 32 мм трубе проверял в запуске РП-39А.

После не вполне удачного для корпуса ракеты РП-39 теста «новой электроники», пришлось поменять часть корпуса ракеты. Сделал отсек для электроники и вышибного более длинным (на 3 см), чем был ранее.

IMG-20231201-141048 IMG-20231201-141040

Ракета стала длиннее, но перерисовывать схему РП-39А не стал — привожу прежний рисунок.
rp39orcx
Общий вид «ракеты РП-39А у дивана»
IMG-20231201-153134
К старту ракета не претерпела изменений — тот же модуль управления, тот же радиомаяк, такая же «электропетарда» (снова сделал двойную с поджигом через фитиль),

IMG-20231201-113201 IMG-20231201-113214

стакан для защиты ракеты от взрыва — так же прежний (отрезок пластикового флакона от конторского клея).

Двигатель получился чуть длиннее прежнего — видно что выступает из корпуса дальше. Пришлось делать новую скобу для поддержки двигателя.
IMG-20231201-152713
Общие итоговые параметры ракеты перед запуском.

  • Длина ракеты 960 мм
  • Масса снаряженной ракеты 998 грамм
  • Положение центра тяжести 600 мм от носа (по цетру красной полосы)
  • Запас устойчивости — три калибра

2 декабря 2023. Первый зимний снежный запуск. Земля основательно подмерзла. Пришлось молотком вбивать направляющую. Запуск был после обеда — дело шло к закату, поэтому темновато.

P31202-152838 P31202-152253
P31202-152240 P31202-152247

Видео последнего запуска «тридцать девятой»


Как все происходило.

Началось все c отказа пульта дистанционного управления — команда на включение не проходила (позднее выяснил, что приемник оставался дома включенным и аккумуляторы разрядились). Пришлось оттащить рюкзак с пультом от старта на всю длину провода и руками нажимать кнопку «Пуск».

Включил радиомаяк, бортовую электронику — контроллер вышел на обнаружение старта. Отошел к пульту и нажал «Пуск».

Топливо зажглось уверенно и довольно быстро. Ракета начала движение примерно через 0,4 сек после появления первого дымка. Подъем проходил достаточно резво (скорость схода более 12 м/с) — это сразу бросилось в глаза (в сравнении со стартами бессопловых конструкций).

Ракета хорошо сошла с рельса и довольно ровно начала подъем. Однако примерно через 0,5 сек после начала движения (высота 40-60 м)  раздался звук взрыва. На видео видно черный выхлоп.

На следующем кадре обломки разлетаются во все стороны.

rp39-2-a0 rp39-2-a1 rp39-2-a2
rp39-2-a3 rp39-2-a4 rp39-2-a4

Покадрово с телефона в руках:

rp39-2-m1 rp39-2-m2
rp39-2-m3 rp39-2-m4
rp39-2-m5 rp39-2-m6
rp39-2-m7 rp39-2-m8

Далее распавшаяся ракета продолжила полет по нескольким траекториям:

  • вылетевшее сопло «просвистело» у меня над головой и упало в трех метрах сзади меня (черным на фото)
  • вылетевшая из двигателя не сгоревшая «колбаска с шашками топлива» со свистом и вращением пролетела справа от меня и упала (и догорела) в снег прямо на лыжню.
  • два основных куска ракеты полетели в разные стороны — хвостовая часть с уже пустым двигателем продолжила полет и  потом с воем и свистом упала в двадцати метрах от старта за стартом
  • головная часть вместе с парашютным отсеком (он оторвался от хвостовой части ракеты после внутреннего удара двигателя в корпусе) полетела так же вверх и чуть вправо. На замедлении подъема сработала система спасения, произошло разделение корпуса. Однако к этому моменту парашют уже вывалился из своего отсека с «хвостовой стороны». Поэтому его стропы били блокированы трубой парашютного отсека — так ракета и падала с трепыхающимся, пытающемся раскрыться парашютом. Падение было примерно в тридцати метрах справа от старта.

Все части ракеты (кроме скобы крепления двигателя и «зацепов») удалось отыскать:

  • хвост торчал из снега. От удара он лопнул, две части одного стабилизатора улетели совсем в другую сторону (но также были найдены). Двигатель — цел, был утоплен в корпус. Сопло — отсутствовало, муфта — на месте.
  • головная часть «зарылась» в землю, но обтекатель остался цел. Труба корпуса электроники развалилась. Сам модуль электроники был цел, но питания не было (дома он ожил — видимо сказалось попадание снега). Радиомаяк — не работал (видимо удар о землю все-таки сказался). Кусок трубы парашютного отсека (из хвостовой части) был цел и «висел» на фале и стропах парашюта.
  • бортик сопла (упор) был срезан по всей окружности. Это стало неожиданностью и вызвало споры на ракетном форуме.
P31202-153246 P31202-153243
P31202-153420 P31202-153737
P31202-153750 P31202-153940
P31202-154731 P31202-155002

Выкладка останков ракеты

Основные куски ракеты удалось собрать. По останкам можно предположить — что произошло в полете.
P31202-164919
Поначалу все шло штатно — двигатель завелся хорошо (уверенно), дал приличную тягу (видно по скорости схода с рельса). И по звуку все было замечательно — хороший громкий «рев почти настоящего двигателя». На высоте 40-60 м, через пол секунды после начала движения, давление в двигателе выросло до максимального (в теории — до 30 атм). Вот тут все и произошло — полка сопла (бакелит) не выдержала давления и по местам наибольшего напряжения — лопнула. Сопло вылетело из корпуса двигателя. Вслед за соплом вылетела еще не догоревшая до конца «колбаска из шашек».

P31202-164859 P31202-164906
P31202-164911 P31202-164915

С вылетом сопла и шашек сам корпус двигателя получил сильнейший толчок «вперед». Резкий напор на упорный винт М4 (красная стрелка) привел к разрушению нижней части ракеты. Мало того, винт не стал препятствием на пути корпуса двигателя — произошел разрыв нижней части ракеты в месте стыка труб двигательной и парашютной части (зеленая стрелка).rp39a-soed

С этого момента ракета полетела уже «двумя частями»: часть от зеленой стрелки и ниже, и головная часть выше зеленой стрелки. Далее все проходило «штатно» и описано выше.

При срабатывании ССР прошло разделение головной части по синей стрелке. Взрыв петард был достаточно силен. ПП корпус ракеты раскололся (при отрицательной температуре ПП труба довольно хрупкая) — не спас «защитный стакан» в котором были петард. Повторилась история теста ССР на ESP.


Данные с контроллера

После «высушивания» контроллера на батарее, он нормально завелся. Данные считал (см файлы ниже). Большой ценности в них нет. Видно, что ССР сработала как и положено при замедлении подъема, петарды взорвались уже на спуске. Максимальная высота, достигнутая головной частью — около 70 метров (выброс 140 м не стоит учитывать — это момент «взрыва» двигателя).

График высотыMFR-2023-12-5-20-41-41

… а на этом скриншоте я отметил моменты обнаружения подъема, подачи сигнала на включение ССР и момент выключения транзистора ССР
rp39-2alt

График скорости
MFR-2023-12-5-20-42-1
… и давления
MFR-2023-12-5-20-42-29
Файл данных с контроллера rp39-2data


Краткое видео последнего  «полета»