Провел несколько тестов нового блока полетного контроллера на ESP-12F. Ниже — краткое описание платы, блока питания и тесты оборудования с включением «электропетарды».
Ранее уже описывал общие принципы построения контроллера и используемое программное обеспечение. Ниже — описание готовой (платы заказывал в JLCPCB) конструкции, размещаемой в отсеке для 50мм трубы.
Полетный контроллер на ESP-12F (ESP8266)
Из-за роста цен на «народные ардуины», решил перейти на более дешевые (и в разы более производительные и функциональные) модули на базе контроллера ESP8266. Выбрал модуль с достаточно большим числом выводов и встроенной антенной Wi-Fi — модуль ESP-12F.
Схема не имеет особых изысков. Типовое включение ESP-12F, датчики давления (ВМР280), ускорения/акселерометр (MPU6050), модуль LoRa от pinko, стабилизатор напряжения и мощный ключ для управления зажиганием вышибного заряда. Датчики подключены по шине I2C. Модуль LoRa — по шине SPI. Питание радиомодуля осуществляется прямо от аккумулятора, остальных модулей от стабилизатора на 3,3В.
На схеме подключения модуля LoRa много резисторов-перемычек. Они предназначены для реализации подключения модуля в различных режимах. Это позволяет по разному использовать выводы ESP-12F.
Блок питания контроллера
В тестовом включении полетного контроллера использовал несколько «необычное» питание. Вместо прямого подключения аккумулятора решил посмотреть как работает DC-DC преобразователь CAT3200.
Блок питания собран на плате защиты от литиевого аккумулятора (посадочные места под 6-ти выводные корпуса микросхем). На плате оставлены транзисторная сборка и конденсатор. Вместо микросхемы управления установлен преобразователь CAT3200-5. На площадках от резисторов установлены необходимые для работы DC-DC преобразователя конденсаторы. В качестве накопительного использован конденсатор 1.2мкФ
Питание контроллера осуществляется с выхода блока питания (напряжением 5В). Расчет на то, что при «просаживании» напряжения на аккумуляторе, DC-DC преобразователь сможет удержать напряжение на выходе в приемлемом для работы контроллере диапазоне.
Транзисторная сборка обладает достаточно хорошими параметрами (ток стока до 5А, что нам достаточно для зажигания «Электропетарды» с «холодным» сопротивлением 1 Ом; напряжение открывания на затворе — 2В). Поэтому ее целесообразно использовать в качестве ключа.
Видео обзора модуля ракетного контроллера и первого теста
Видео «полета в баробанке» и «уличного теста ССР»
Тесты контроллера «дома» с имитатором вышибного заряда
Для начала провел тест включения вышибного заряда на обычной лампочке от гирлянды. Цель была: посмотреть как сработает транзисторная сборка при питании 3,3В и насколько стабильно будет напряжение на выходе DC-D преобразователя и стабилизатора 3,3В. Заодно проверил программное обеспечение в части регистрации и ручного включения исполнительного устройства. На видео видно, что все прошло нормально. Провалов по питанию нет. Срабатывание происходит в соответствии с алгоритмом: либо по окончании времени блокировки (в тесте 3 сек) — в случае обнаружения падения давления датчиком ВМР280; либо по окончании работы таймера (14 сек) — таймер включен в алгоритм на случай, если никаких событий, влияющих на срабатывание ССР, в системе не отмечено.
Потом проверил весь алгоритм полетного контроллера, имитируя полет в баробанке. Программа отработала штатно, определила момент начала движения и при замедлении подъема сформировала сигнал для ССР.
Тест ССР РП-39 с новым контроллером и реальной «электропетардой»
В полевых условиях решил проверить полностью систему спасения при включении «электропетарды». По сути это предыдущий «комнатный» тест, но с реальным исполнительным устройством, в реальной обстановке, на реальной ракете.
Конструкция «электропетарды» оставлена прежней (как в последних запусках): поджиг заряда через фитиль.
А вот «защитный стакан» для размещения петарды попробовал иной. Использовал колбу от одноразового шприца. «Стакан» должен был защитить корпус ракеты от взрыва и направить волну в сторону хвоста ракеты РП-39.
Результат видно на видео. Колба шприца не выполнила своего предназначения — при взрыве ее разнесло! Взрыв был такой силы, что вслед за колбой корпус ракеты также разлетелся.
Анализ данных есть в видео. Взрыв произошел через 0,85 сек после подачи сигнала на ССР. После включения транзистора нет провала по питанию контроллера. Наблюдаются краткосрочные провалы уже в процессе «разборки ракеты». Скорей всего это связано с замыканием витков нихромовой спирали (мотал довольно плотно, т.к. довольно длинный кусок надо было разместить на коротком фитиле). Надо будет изменить конструкцию…
Кадры «разборки ракеты».
Итоги. Выводы.
Довольно печальные последствия тестирования ССР, тем не менее, позволяют сделать некоторые заключения.
- Транзисторная сборка с платы защиты литиевого аккумулятора — хорошо работает и может быть рекомендована к использованию в системах с трехвольтовым питанием.
- DC-DC преобразователь вполне достойно отработал провалы по питанию при включении «электропетарды». Напряжение на контроллере «даже не дергается» при открытии силового транзистора. Провалы по питанию в момент взрыва скорей всего связаны с замыканием витков спирали нихромовой проволочки — надо изменить контакт провода с фитилем петарды, чтобы предотвратить замыкание при механической деформации фитиля.
- Надо более ответственно отнестись к защите корпуса ракеты от взрыва петарды. Либо как-то укрепить корпус стакана из шприца (например обмотать скотчем), либо заменить стакан на более прочный.
Файлы
- Схема контроллера
- Схема модуля питания
- Данные теста в «баробанке» test_barobank
- Данные теста с вышибным зарядом test_ccp_esp