Как прошел первый старт «новой» РП-39

Первый запуск «как бы новой» ракеты РП-39 довольно долго откладывался (мешала плохая погода). Но утро 14 октября выдалось солнечным и я успел запустить ракету. К одиннадцати все затянуло и пошел дождь.

Цели первого запуска ракеты

  • Вообще, полетит ли!
  • Проверка обновленного алгоритма полетного контроллера.
  • Проверка очередного варианта крепления шайбы М6 в качестве сопла.

Описание ракеты и тест ССР были представлены ранее. Коротко: РП-39 это вариант ракеты «калибром» 50 мм, собранный из уцелевших остатков РП-36 (стабилизаторы и хвостовая часть) и РП-37 (головная часть и корпус).
Параметры частей новой ракеты:

  • Длина «двигательной части»  — 500 мм
  • Длина «корпуса электроники» — 270 мм
  • Длина головного обтекателя — 150 мм
  • Общая длина ракеты — 920 мм
  • Масса «пустой» РП-39 (без двигателя) — 682 г
IMG-20230930-122211 IMG-20230930-122158

Ракета получилась похожей на РП-36 за счет «разрезных» стабилизаторов, лишь немного короче.

В OpenRocket схема ракеты такая:
rp39orcx

а «отделку» программа рисует так:
rp39orvid

В новой ракете изменил компоновку. Ракета стала похожа на РП-21. Разбор при срабатывании системы спасения происходит примерно посередине корпуса. В головной части монтируется электроника и вышибной заряд. В хвостовой части — двигатель и парашютный отсек с парашютом. Отсек закрывается крышкой, чтобы не повредить парашют от вышибного заряда.

 


Двигатель для первого запуска уже как бы типовой — в трубе ПП 25 мм — пять карамельных шашек. Шашки для двигателя (массы): 12,4(глух) + 15,7 + 15,0 + 15,1 + 14,9 + 13,4(вмятина) = 74,1 + 12,4 = 86,5 (граммы).
IMG-20231001-101734После обмотки шашек скотчем, масса несколько выросла: «колбаска» со скотчем = 88,4 + труба 47,1 = > 135,5 (граммы).IMG-20231001-102723
IMG-20231001-102745
Теоретические параметры двигателя
rdp20-5x33m6

Отличие двигателя от предыдущих похожих вариантов в способе крепления шайбы М6, выполняющей роль сопла двигателя. Здесь она крепится в заглушке с помощью напечатанной PLA вставки и сантех-резиновой шайбы 1/2″. В заглушке отверстие 5,5 мм — предполагается, что несколько увеличит начальную тягу, а потом разгорится и критика будет определяться диаметром отверстия в шайбе М6 (6,4 мм). Масса двигателя составила 152 грамма (169 грамм с кольцами крепления).

IMG-20231007-125835 IMG-20231007-125831 IMG-20231007-125841
IMG-20231007-125900 IMG-20231007-130750 IMG-20231007-130801
IMG-20231007-131250 IMG-20231007-131301 IMG-20231007-131619
IMG-20231007-131718 IMG-20231007-134139 IMG-20231007-131619
IMG-20231007-143145 IMG-20231007-143154 IMG-20231007-144711

Третьим пунктом программы запуска была проверка обновленного алгоритма работы полетного контроллера. После перехода на вариант поджига петарды вышибного заряда через фитиль, существенно увеличилось время срабатывания ССР. Поэтому в программу ввел кусок включения ССР по замедлению подъема ракеты (ранее в алгоритме были условия начала снижения и задержки от момента старта). Измененный скетч получил код 652 — см в конце страницы.

Двигатель для такой «тяжелой» ракеты небольшой, поэтому параметры срабатывания ССР были выбраны следующие:

#define cBlokCCP 2000 //мс, константа — на это время от старта блокируется срабатывание ССР 
#define cOnCCP 6000 //мс, константа — через это время после старта принудительно сработает ССР 
#define cOffCCP 4000 //мс, константа — время состояния транзистора ССР в включенном состоянии

#define Hd 40 //Па, константа для определения взлета — падение давления (примерно 3м) 12 отсчетов на 1м
#define Kmax 3 //константа число подряд изменений высоты больше макс. для определения взлета
#define maxN 5 //число подряд идущих измерений высот меньших макс для определения снижения
#define minD 50 //Па, минимальное снижение от максимума для определения снижения (на более чем 5м: 1м=12отсчетов)
#define mindAlt 20 //Па, прирост давления для признака замедления (падение за один отсчет)
#define maxNda 5 //максимальное число «замедленных» отсчетов — для принятия решения о включении ССР

В итоге перед полетом ракета имела массу 878 грамм, положение центра тяжести 550 мм от носа (запас устойчивости 4 калибра). Длина ракеты 920мм.


14 октября 2023. 08:30

Легкая облачность, солнце, +4 градуса. Еле заметный ветерок ю-ю-з. Высокая влажность — более 95%.
IMG-20231014-084325
Виды сверху/снизу

IMG-20231014-083432 IMG-20231014-083427 IMG-20231014-083419

… и еще один общий вид

IMG-20231014-083415

Видео первого запуска ракеты РП-39

Перед стартом выяснилось, что батарейка пульта ДУ «подсела» (6В вместо 12В  А23) и управление сбоит при работе. Поэтому решил запускать «с кнопки». Карамель поджигалась обычной нихромовой проволочкой. Двигатель запустился нормально и ракета пошла вверх. Ожидаемо скорость на сходе с рельса была меньше рекомендуемой (всего 9 м/с, если считать по кадрам). Помогло безветрие. Однако даже легкий ветер сказался на поведении «медленной» ракеты — она немного завалилась против ветерка.

rp39-1x1 rp39-1x2
rp39-1a0 rp39-1a1
rp39-1a2 rp39-1a3

Потом ракета выправилась и пошла вверх. Подъем был невысок. Интересно, что он сопровождался «звуком падающей бочки с дыркой в боку». Дырки в корпусе конечно есть (для барометра они нужны), но раньше такого воя не слышал… На высоте ракета развернулась и пошла вниз. Раздался довольно громкий «ба-бах» — сработала система спасения, раскрылся парашют. Приземление проходило на фоне яркого солнца, так что даже глазом ничего не было видно. Однако место падения увидел, там еще некоторое время был дымный след (за короткий полет не успел выгореть стопин).

Радиомаяк даже на таком небольшом удалении (150-200 метров) не было слышно. Пошел по направлению падения и примерно в 60-ти метрах от ракеты сигнал появился.

IMG-20231014-085001 IMG-20231014-085108
IMG-20231014-085115 IMG-20231014-085139
IMG-20231014-085122 IMG-20231014-085158

Все на месте, индикация показывает, что регистрация завершена. Индикатор исправности накала «электропетарды» показывает, что обрыва при взрыве не произошло. Сразу видно, что сопло двигателя сильно забито продуктами сгорания (настолько сильно, что отверткой проткнуть смог лишь с трудом).

Уже дома рассмотрел двигатель подробнее

IMG-20231014-092014 IMG-20231014-092018
IMG-20231014-092023 IMG-20231014-092107

Видать «зажатому» движку пришлось «не сладко» — впервые такие деформации корпуса. Обычно труба ПП оставалась абсолютно невредимой. Сопло забито видимо не только продуктами сгорания топлива, но и расплавленной пластмассой.

P31015-144728 P31015-144734 P31015-145029
P31015-145249 P31015-145259 P31015-145310
P31015-145344 P31015-145426 P31015-145433

Срезал заглушку. Напечатанная PLA вставка осталась целой по периметру, тем самым удержав шайбу М6 в требуемом положении. Со стороны топлива весь пластик уничтожен. Резиновая прокладка между шайбой и ПП заглушкой частично сгорела, но удержала шайбу. ПП заглушка осталась целой, естественно дырка сопла (первоначально 5,5 мм) сильно разгорелась. Шайба М6 совершенно целая, лишь подкоптилась. Вывод: такая конструкция сопла вполне жизнеспособна, но корпус двигателя в таком случае уже не подлежит повторному использованию.


Данные с регистратора

Регистратор отработал нормально. В данном варианте шла запись только давления с периодом 100 мс.

Высота
MFR-2023-10-14-11-13-28Скорость
MFR-2023-10-14-11-14-20
В полете достигнута высота 150м, скорость невелика — менее 50 м/с (150 км/ч)

Интересно посмотреть «контрольные точки»
rp39-1xls

Бордовым — высокие: первая — это момент формирования сигнала на включение системы спасения. Алгоритм принятия решения по замедлению скорости подъема сработал нормально. Вторая отметка — это апогей. Синий выброс (рост давления при взрыве петард — их в этот раз было две). Запаздывание срабатывания ССР 1.4 СЕК ОТ ПОДАЧИ СИГНАЛА.


 

Выводы

  • Двигатель вполне жизнеспособен, хоть и слабоват для этой ракеты
  • Алгоритм принятия решения о срабатывании ССР по замедлению подъема отработал хорошо.