После двухмесячного перерыва возобновил запуски ракет. Первой на очереди стала РП-37Б.
После неудачного шестого запуска пришлось ракету основательно «подлечить»: крепление стабилизаторов и сами стабилизаторы, заплата на корпусе ракеты и ремонт платы контроллера. Даже снял отдельное видео о результатах «реанимации» РП-37Б.
Цели седьмого запуска РП-37Б
- Получить удовольствие от процесса 🙂
- Проверить возможность повторного использования ПП двигателя с шайбой М6 в качестве сопла
- Еще раз посмотреть на поведение «нового» варианта поджига «электропетарды» в ССР
Двигатель
Это вторая попытка использования летавшего двигателя. В запуске РП-30 двигатель показал себя «двояко». С одной стороны — сопло не вылетело, с другой — прогорела заглушка (вышибной).
В этом варианте ПП двигателя использован «типовой» подход: пять карамельных шашек пакуются в ПП трубу 25 мм; с одной стороны — ПП заглушка, с другой зажатая между «впаянными» ПП трубами меньшего диаметра (20 мм) шайба М6. Шайба в первом полете устояла на месте, хотя крепящая ее ПП труба 20 мм сильно разгорелась.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
- Двигатель 5 шашек по 33 мм длиной (канал 6,5 мм, внешний диаметр 20 мм)
- Массы шашек: 14,8 + 15,6 + 15,5 + 15,3 + 15,5 + 10,2 (глухая, длиной 20 мм) грамм
- Длина «шашечной колбаски» 193 мм
- Температура паяльника при напайке заглушки двигателя 190*С
- Масса двигателя 140 грамм (топлива — 88 грамм)
В теории двигатель получается в районе класса G80-G90
Ракета
Хотя казалось, что РП-37Б восстановлению не подлежит, все же удалось довести ее до полетного состояния (см видео выше). Крепление стабилизаторов даже не пришлось перепечатывать — склеил разрывы дихлорэтаном. ДХЭ помог и в ремонте одного стабилизатора. Дыру в корпусе закрыл бандажом из бумажного листа и сверху заклеил скотчем.
Параметры (ЦД) ракеты остались прежними:
Масса ракеты в снаряженном состоянии составила 678 грамм
Положение центра тяжести ракеты — 510 мм от носа, учитывая расчетное положение ЦД — 650 мм, получаем запас устойчивости почти 3D.
Электроника
Электронная часть ракеты не претерпела изменений. В полет отправился контроллер в минимальном исполнении с прошивкой v650. На плате, кроме Arduino Pro mini имеется только транзистор, управляющий электропетардой ССР и датчик давления ВМР280. В качестве индикации — контроль исправности нити накала электропетарды и состояние контроллера — светодиод на плате Arduino. Питание — один литиевый элемент 18650 1500 мА*ч (уже не раз летал) — напряжение хх 3,9В.
![]() |
![]() |
![]() |
В головную часть положил радиомаяк 433 МГц (вдруг — далеко улетит)
11 сентября 2023 года. Отличный теплый день (даже искупался…). Поле (горох) уже убрали — для запуска идеальные условия.
Сделал фото ракеты сверху
… и снизу. Нижнее крепление двигателя потом потерялось (!?)
Видео седьмого запуска ракеты РП-37Б
Ракета пошла вверх очень медленно для такого сочетания масса-двигатель — примерно 8-9 м/с (если считать по кадрам). Видимо параметры двигателя далеки от теоретических. Почти сразу «с неба» прозвучал хлопок — явно что-то с двигателем. На кадрах видно, что из ракеты что-то вылетело и падает …
![]() |
![]() |
Потом на земле нашел крепеж сопла
Видимо вместе с этим куском ПП трубы 20 мм вылетело и нижнее кольцо крепления двигателя. В корпусе на месте падения оно отсутствовало, сколько по полю не ходил — найти не смог…
Дальше ракета стала заметно вилять (двигатель стал значительно менее мощным — фактически безсопловым) и его крепление стало подвижным. Высота подъема получилась в разы меньше теоретической (по данным датчика давления 110 м). Ракета пошла к земле и… ССР не сработала.
Кадры полета с различных камер:
![]() |
![]() |
![]() |
Это с телефона — пробовал свой шарнир на штативе:
![]() |
![]() |
![]() |
А это с рук:
![]() |
![]() |
![]() |
Эта камера лежала почти по ракетой:
![]() |
![]() |
Улетела ракета от места старта недалеко (даже на видео видно). Радиомаяк (пеленгатор) не понадобился. Но я проверил его работу — даже из-под земли сигнал было слышно. На месте падения были печальные последствия … Совок — опять пригодился при раскопках…
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пожалуй, целыми остались только пара стабилизаторов, корпус двигателя, обтекатель и электроника (хоть и сильно помятая).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Данные
Контроллер удалось подцепить к компьютеру и считать данные из EEPROM ATMega328
Невысокий полет (110 метров). Непонятный огромный выброс в момент окончания работы двигателя (а может быть в момент, когда вылетело сопло). Алгоритм отработал штатно: команда на включение ССР хоть и не в нужный момент (незадолго до апогея), но была выдана (4 сек после начала движения).
Разбору полета я посвятил целое кино…
Выводы:
- Двигатель повторно использовать надо с большой оглядкой! Лучше — повторно не использовать
- К монтажу и диагностике на старте надо относиться серьезнее
- Хорошо бы пересмотреть алгоритм работы контроллера.