Чем отметилось возрождение РП-37 (РП37А, четвертый запуск)

После третьего запуска от РП-37 мало что осталось. Попытка использовать картонную трубу от мортиры фейерверка оказалась неудачной. Но хотелось проверить иной вариант конструкции двигателя из той же трубы.

Видимыми причинами неудачи третьего запуска были  картонный корпус трубы двигателя и скрепленный карамельный заряд. Контакт карамели с «незащищенным картоном» привел к его воспламенению и краху корпуса ракеты от высокой температуры.

Во втором варианте построения двигателя решил изолировать карамель от стенок трубы двигателя. Использовал шашки. В качестве теплозащиты — бронировку шашек из бумаги и конторского клея и бумажного скотча (и крепление, и теплозащита).

Крепление сопла оставил прежним — два картонных кольца (черные справа) удерживают шайбу М8 (синим) и вклеены в корпус двигателя. Кроме того трубку двигателя промазал тем же конторским клеем изнутри.

Верхняя заглушка из двух частей — короткая глухая шашка (слева) сверху закреплена вклеенным в корпус двигателя картонным кольцом (черный). В дополнение верхняя часть залита карамелью, в которую вплавлен фитиль петарды. Сверху все залито термоклеем.

  • Общая масса двигателя составила 135 грамм.
  • Масса топлива по шашкам (без учета верхней заливки) шашки 38,6 + 37,8 + 11,1 грамм, в итоге «скрепленная колбаска» — 89,7 грамм.
  • Размеры топливных шашек: 60 + 60 + 16 мм, общая длина «колбаски» — 137 мм
  • Длина двигателя (без петарды) — те же 170 мм.

В теории, разделение заряда на отдельные шашки, выравнивает тяговые характеристики двигателя при том же импульсе.

Особенно радует повышение тяги в первый момент более чем в два раза по сравнению со скрепленным зарядом.

IMG-20230423-120307 IMG-20230423-120317
IMG-20230428-193914 IMG-20230428-194456
IMG-20230428-195157 IMG-20230428-195221
IMG-20230429-121847 IMG-20230429-133849

Защиту корпуса ракеты от взрыва петарды оставил упрощенной — пара слоев бумажного скотча. Для крепления двигателя в корпусе ракеты использовал напечатанные пластиковые кольца. В дополнение ко всему обернул картонный корпус двигателя тремя слоями бумажного скотча. Дырку в картонной трубке (подвод фитиля в фейерверке) промазал клеем и заклеил скотчем.


В первоначальных планах было использование 40 мм РП-30 для проверки этого двигателя. Но, потом, решил «укоротить» трубу РП-37 (срезать расплавленный конец) и сделать вариант РП-37А. Новая ракета укоротилась на 24 см!

Длина ракеты уменьшилась до 710 мм.

Положение центра тяжести  475 мм от носа. Центр давления (расчетный 526 мм). Таким образом запас устойчивости уменьшился до одного калибра.

Масса снаряженной ракеты РП-37А составила 474 грамма.


29 апреля 2023. Праздничные дни выдались холодными и дождливыми, но вечер субботы выдался вполне «летным».

P30429-183222

Травка зеленая — красиво. И солнышко на закате…
IMG-20230429-182837
P30429-183239

Вид на двигатель
P30429-183227

Видеозапись запуска ракеты

совсем короткая версия

Произошло следующее:

  • Двигатель завелся нормально,
  • Ракета пошла вверх
  • Не выдержало крепление верхней заглушки (вклеенное кольцо) двигателя.
  • Петарда, верхняя глухая шашка и «доливка» карамели вылетели из корпуса двигателя.
  • От удара не выдержал корпус ракеты (винт М3 крепления фала парашюта вырвал кусок трубы).
  • Вылетела головная часть с парашютом (далее голова спускалась отдельно).
  • Петарда с верхней карамелью полетели отдельно (на видео это самая верхняя траектория дыма).
  • Сам двигатель также вылетел снизу (крепление на трении, но усилия руки для вынимания было бы недостаточно) — очень хорошее давление было.
  • В дальнейшем остатки «колбаски» из шашек также покинули корпус двигателя и летели отдельно
  • Таким образом отдельно летели: корпус ракеты, корпус двигателя, шашки из двигателя, петарда с верхней заглушкой и головная часть на парашюте.

Топливо догорало уже на земле. Штатно взорвалась петарда вышибного заряда (на видео этот момент заметно). Все этапы крушения видно на кадрах.

rp37-4-x1 rp37-4-x2 rp37-4-x3
rp37-4-x4 rp37-4-x5 rp37-4-x6
rp37-4-x7 rp37-4-x8 rp37-4-x9
rp37-4-x10 rp37-4-x11

… и с другой стороны

rp37-4-a1 rp37-4-a2 rp37-4-a3
rp37-4-a4 rp37-4-a5

На месте падения частей ракеты все огненные сполохи быстро завершились. Головная часть вообще не пострадала.P30429-183500
Корпус ракеты с первого взгляда — тоже целP30429-183512
… но при более внимательном осмотре обнаружил «трудно восстановимый дефект»P30429-183546

Корпус двигателя, упал бы он подальше, в траве, скорей всего, найти бы не смогP30429-183519
… но рядом со стартом его было хорошо заметно — целыйP30429-183535
… и шайба сопла — на месте (нижнее клеевое крепление выдержало!)P30429-183539

С трудом удалось найти верхнюю часть двигателя с петардой. Термоклей — цел. Карамель вся выгорела, петарда — сработала.
P30429-184602
P30429-184627
P30429-184634

Итог: не выдерживает конторский клей давления в двигателе. Можно попробовать увеличить площадь клеевого соединения.