Как завершилось существование РП-37 (третий запуск)

По дороге на работу наткнулся на «залежи» трубок от фейерверков (видимо с Нового года валяются). Появилась мысль — сделать двигатель на основе такой картонной трубы.

Трубки нашел двух типов с внешними диаметрами 30 и 25 мм. Меньшая очень хорошо (плотно) входит внутрь большей трубы.

IMG-20230415-161618 IMG-20230415-161632
IMG-20230415-162203 IMG-20230415-162223

Снял небольшое кино про то как можно сделать двигатель, используя «мусорную находку»:

Схема двигателя представлена на рисунке

Внешний черный контур — это труба 30мм длиной 170мм, три внутренние вставки (черным) — это труба меньшего диаметра: слева прикрывает дырку в корпусе внешней трубы, справа два кольца удерживают шайбу М8 (синим). Шайба играет роль сопла (хоть как-то способствует удержанию давления). Желтоватым — это скрепленный заряд карамели. Слева условно показана петарда вышибного заряда со своим фитилем.

  • Масса корпуса двигателя с шайбой 38 г
  • Длина канала 125 мм
  • Масса двигателя 150 г

Размеры частей двигателя

  • заглушка с левой стороны на рисунке 8+25 (топливо 20) мм
  • сопловая часть справа  6+1+16 мм
  • Общая длина стержня канала 147мм (толщина дна оснастки 6мм)
  • масса петарды 1,1г
IMG-20230415-162223 IMG-20230415-165002 IMG-20230415-165015
IMG-20230415-171006 IMG-20230415-184409 IMG-20230415-184423
IMG-20230415-185239 IMG-20230415-185257 IMG-20230415-204309
IMG-20230416-143900 IMG-20230416-143908 IMG-20230416-143913

Теоретические параметры двигателя

Прямо скажем — плохой двигатель (характер тяги прогрессивный). Намного было бы лучше разделить заряд на две шашки по 62 мм — характер тяги станет равномерным.


Для проверки двигателя хотел использовать «многострадальную» 40 мм ракету РП-30, но ее масса оказалась на 15 грамм больше чем у РП-37. Учитывая «хилость» движка решил полететь на тридцать седьмой.
rp37-1tex
Схема ракеты осталась прежней, немного сместился центр тяжести из-за более тяжелого двигателя.
rp37-1cx

Ракета осталась без принципиальных изменений. Пришлось лишь подобрать переходные кольца для установки нового двигателя в корпус ракеты.
IMG-20230416-151122
Защиту корпуса ракеты от взрыва петарды сделал из нескольких слоев скотча.

IMG-20230416-151350 IMG-20230416-151638 IMG-20230416-151354

Общая масса ракеты составила 563 г

Положение центра тяжести 60 см от носа (запас устойчивости около 2D)


16 апреля 2023. Отличный день. Тепло, ясно, ветра нет.

P30416-154202

Фото сверху и снизу:

P30416-154208 P30416-154215

Видеозапись неудачного запуска РП-37

Что произошло

rp37-3-r1 rp37-3-r2 rp37-3-r3
rp37-3-r4 rp37-3-r5 rp37-3-r6
rp37-3-r7 rp37-3-r8 rp37-3-r9
rp37-3-r10 rp37-3-r11 rp37-3-r12
rp37-3-r13 rp37-3-r14 rp37-3-r15

Головная часть начала отделяться еще до окончательного схода ракеты с направляющей. Ракета поднялась на некоторую высоту, но расрывшийся парашют развернул ее вниз. Из головной части ракеты валил дым (внутри горел двигатель). Фал довольно быстро перегорел и головная часть спокойно приземлилась на парашюте. Корпус ракеты дымил со всех сторон — упал рядом со стартом.

rp37-3-x1 rp37-3-x2 rp37-3-x3 rp37-3-x4
rp37-3-x5 rp37-3-x6 rp37-3-x8 rp37-3-x7

По кадрам  — скорость схода ракеты с рельса (корпус за 17 кадров (120 к/сек)) составила 6,8 м/с. Это очень мало для устойчивого полета. Двигатель оказался слишком слабым для полукилограммовой ракеты.

Сам двигатель прогорел. Либо был дефект в карамели, либо это такой конструктив — прогар как раз в месте начала вставной трубы (по рисунку — в левой части двигателя).

Данные микроальтиметров оказались пустыми — регистрация прекратилась еще до начала движения ракеты (80 сек от включения). Напряжение питания упало ниже 3,9В.

То, что осталось от ракеты РП-37. Стабилизаторы целы. Да и корпус можно укоротить и сделать недлинную ракету.

P30416-155259

Парашют выполнил свою функцию.
P30416-155303

Головная часть приземлилась неповрежденной.
P30416-155320

Верхняя часть двигателя с красным переходным кольцом. Вид на сгоревший корпус двигателя.
P30416-155423

Обе части двигателя
P30416-155429

Итог: вообще, неоднозначный! Допускаю, что такой двигатель вообще нежизнеспособен! Но, решил повторить. На сей раз сделать две шашки — характер тяги будет равномернее, при прочих равных. Утроение тяги в начале даст более высокую скорость и более стабильный полет. Кроме того попробую промазать клеем внутреннюю поверхность картонных труб…

А пока я трубок насобирал уже более двух десятков