По дороге на работу наткнулся на «залежи» трубок от фейерверков (видимо с Нового года валяются). Появилась мысль — сделать двигатель на основе такой картонной трубы.
Трубки нашел двух типов с внешними диаметрами 30 и 25 мм. Меньшая очень хорошо (плотно) входит внутрь большей трубы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Снял небольшое кино про то как можно сделать двигатель, используя «мусорную находку»:
Схема двигателя представлена на рисунке
Внешний черный контур — это труба 30мм длиной 170мм, три внутренние вставки (черным) — это труба меньшего диаметра: слева прикрывает дырку в корпусе внешней трубы, справа два кольца удерживают шайбу М8 (синим). Шайба играет роль сопла (хоть как-то способствует удержанию давления). Желтоватым — это скрепленный заряд карамели. Слева условно показана петарда вышибного заряда со своим фитилем.
- Масса корпуса двигателя с шайбой 38 г
- Длина канала 125 мм
- Масса двигателя 150 г
Размеры частей двигателя
- заглушка с левой стороны на рисунке 8+25 (топливо 20) мм
- сопловая часть справа 6+1+16 мм
- Общая длина стержня канала 147мм (толщина дна оснастки 6мм)
- масса петарды 1,1г
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Теоретические параметры двигателя
Прямо скажем — плохой двигатель (характер тяги прогрессивный). Намного было бы лучше разделить заряд на две шашки по 62 мм — характер тяги станет равномерным.
Для проверки двигателя хотел использовать «многострадальную» 40 мм ракету РП-30, но ее масса оказалась на 15 грамм больше чем у РП-37. Учитывая «хилость» движка решил полететь на тридцать седьмой.
Схема ракеты осталась прежней, немного сместился центр тяжести из-за более тяжелого двигателя.
Ракета осталась без принципиальных изменений. Пришлось лишь подобрать переходные кольца для установки нового двигателя в корпус ракеты.
Защиту корпуса ракеты от взрыва петарды сделал из нескольких слоев скотча.
![]() |
![]() |
![]() |
Общая масса ракеты составила 563 г
Положение центра тяжести 60 см от носа (запас устойчивости около 2D)
16 апреля 2023. Отличный день. Тепло, ясно, ветра нет.
Фото сверху и снизу:
![]() |
![]() |
Видеозапись неудачного запуска РП-37
Что произошло
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Головная часть начала отделяться еще до окончательного схода ракеты с направляющей. Ракета поднялась на некоторую высоту, но расрывшийся парашют развернул ее вниз. Из головной части ракеты валил дым (внутри горел двигатель). Фал довольно быстро перегорел и головная часть спокойно приземлилась на парашюте. Корпус ракеты дымил со всех сторон — упал рядом со стартом.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
По кадрам — скорость схода ракеты с рельса (корпус за 17 кадров (120 к/сек)) составила 6,8 м/с. Это очень мало для устойчивого полета. Двигатель оказался слишком слабым для полукилограммовой ракеты.
Сам двигатель прогорел. Либо был дефект в карамели, либо это такой конструктив — прогар как раз в месте начала вставной трубы (по рисунку — в левой части двигателя).
Данные микроальтиметров оказались пустыми — регистрация прекратилась еще до начала движения ракеты (80 сек от включения). Напряжение питания упало ниже 3,9В.
То, что осталось от ракеты РП-37. Стабилизаторы целы. Да и корпус можно укоротить и сделать недлинную ракету.
Парашют выполнил свою функцию.
Головная часть приземлилась неповрежденной.
Верхняя часть двигателя с красным переходным кольцом. Вид на сгоревший корпус двигателя.
Итог: вообще, неоднозначный! Допускаю, что такой двигатель вообще нежизнеспособен! Но, решил повторить. На сей раз сделать две шашки — характер тяги будет равномернее, при прочих равных. Утроение тяги в начале даст более высокую скорость и более стабильный полет. Кроме того попробую промазать клеем внутреннюю поверхность картонных труб…
А пока я трубок насобирал уже более двух десятков