Несколько затормозилась работа с созданием системы спасения для РП-37. Поэтому к 1 апреля подготовил из любопытства экзотический «двухдвигательный вариант» для запуска ракеты.
Идея использования нескольких небольших двигателей для запуска «довольно большой ракеты» не нова и широко используется. В данном случае очень интересным моментом была синхронизация запуска двигателей в «самодельном, на коленке» варианте. Было любопытно — как поведет себя ракета в штатном (или не штатном) режиме. В FB есть масса сообщений об успешном запуске ракет моделистами на двух, трех и даже… 312-ти двигателях!
Ограничился двумя (хотя в теории в трубу 50мм могут войти и три) двигателями в калибре 20мм (16мм по топливу) из ПП труб. Такие летают на РП-18, РП-31.
Двигатель типовой, безсопловый:
- Длина трубы ПП PN10 диаметром 20мм — 120 мм
- Длина канала в карамели (в теории 100), реально — 101 мм
- Масса пустой трубы — 14,6 грамм
- Масса одного двигателя (с петардой и заглушкой) составила — 52,8 грамм
- Масса топлива (расчет) — 37 грамм (реально наверно на полграмма меньше)
Параметры двигателя — файл в конце страницы. Картинка с параметрами
Крепление двигателя внутри ракеты выполнено с использованием напечатанного крепежа (файлы — в конце страницы).
Этапы сборки двигательного модуля:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ракета РП-37 не претерпела изменений. Внешне — осталась как и в первом запуске. Лишь решил саморезом закрепить крышку двигательного отсека.
![]() |
![]() |
Спасение оставлено прежним. Петарда взрывается после отработки топлива в двигателе, головная часть отлетает и вытягивает парашют.
Примерный вид с отделкой (из Open Rocket)
Длина ракеты: 800 мм (труба) + 150 мм (голова) = 950 мм, масса снаряженной ракеты для второго старта 555 грамм (на 3 грамма меньше первого).
Положение ЦТ 600 мм от носа — реальное. Таким образом, запас устойчивости почти три калибра!
1 апреля 2023. Раннее утро. Специально вышел пока ветра нет (уж очень слабоваты движки).
Пару кадров сверху
![]() |
![]() |
Не получилось управлять запуском издалека (видать батарейки в приемнике подсели):
Видеозапись «полета» РП-37
Кадры старта. Видно, что работает только один двигатель (слева). Поначалу ракета идет вертикально, потом (естественно) «завал»…
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Два кадра с одной точки: «улетела» …
… и «упала»:
На месте приземления:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Можно сделать некоторые выводы.
Как и ожидалось — одновременный запуск (и выход на режим) даже двух двигателей — это ЗАДАЧА!
В этом старте не придавалось особого значения синхронизации пуска. Просто делал одинаковые двигатели, одинаковые запалы (игниторы). Включение в параллель.
На фото «после старта» (жаль фокус на траве, а не проводах) видно, что оба запала (нихромовые нити) оплавлены (обычно один конец я изолирую скотчем). Т.е. оба накалились. Однако левый двигатель завелся раньше и его тяги хватило, чтобы поднять ракету. Естественно, при этом второй запал «уехал» из канала так и не воспламенив карамель.
Возможно, стоило покрыть нихромовые нити воспламеняющимся составом для более быстрого запуска двигателей.
Данные
На ракете стояли два микроальтимера.
![]() |
![]() |
Общая высота полета не превысила 20 метров, но для порядка привожу данные альтиметров.
VEGA v1.50. Данные о высоте, давлении, скорости, ускорении, температуре и бортовом питании.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
VEGA v3.50. Данные о высоте, давлении, скорости, ускорении, температуре и бортовом питании.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Исходные файлы данных — ниже в «файлах»
Заключительное фото с ракетой и рюкзаком
Файлы
- Расчет двигателя БПДП16-101п1 bpdp16-101
- Файл STL: Кольцо крепления двигателей нижнее 46-2×20-ring-15-6
- Файл STL: Кольцо крепления двигателей верхнее 46-2×20-ring-20-6
- Файл STL: Крышка крепежа двигателей 50RailCon2NO_dno
- Данные альтиметра VEGA v1.50 B001_FL_00003___2023-4-3___20-31-56
- Данные альтиметра VAGA v3.50 F004_FL_00003___2023-4-3___20-25-46