Как ракета слетала «наполовину» (второй запуск РП-37)

Несколько затормозилась работа с созданием системы спасения для РП-37. Поэтому к 1 апреля подготовил из любопытства экзотический «двухдвигательный вариант» для запуска ракеты.

Идея использования нескольких небольших двигателей для запуска «довольно большой ракеты» не нова и широко используется. В данном случае очень интересным моментом была синхронизация запуска двигателей в «самодельном, на коленке» варианте. Было любопытно — как поведет себя ракета в штатном (или не штатном) режиме. В FB есть масса сообщений об успешном запуске ракет моделистами на двух, трех и даже… 312-ти двигателях!

Ограничился двумя (хотя в теории в трубу 50мм могут войти и три) двигателями в калибре 20мм (16мм по топливу) из ПП труб. Такие летают на РП-18, РП-31.
IMG-20230325-150559
Двигатель типовой, безсопловый:

  • Длина трубы ПП PN10 диаметром 20мм — 120 мм
  • Длина канала в карамели (в теории 100),  реально —  101 мм
  • Масса пустой трубы — 14,6 грамм
  • Масса одного двигателя (с петардой и заглушкой) составила — 52,8 грамм
  • Масса топлива (расчет) — 37 грамм (реально наверно на полграмма меньше)

Параметры двигателя — файл в конце страницы. Картинка с параметрами
bpdp16-101

Крепление двигателя внутри ракеты выполнено с использованием напечатанного крепежа (файлы — в конце страницы).
IMG-20230325-150619

Этапы сборки двигательного модуля:

IMG-20230325-183436 IMG-20230325-183647 IMG-20230325-183656
IMG-20230325-193559 IMG-20230325-193605 IMG-20230325-195833

Ракета РП-37 не претерпела изменений. Внешне — осталась как и в первом запуске. Лишь решил саморезом закрепить крышку двигательного отсека.

IMG-20230325-195812 IMG-20230325-195823

Спасение оставлено прежним. Петарда взрывается после отработки топлива в двигателе, головная часть отлетает и вытягивает парашют.

Схема ракеты:rp37-1cx

Примерный вид с отделкой (из Open Rocket)
rp37-1tex

Длина ракеты: 800 мм (труба) + 150 мм (голова) = 950 мм, масса снаряженной ракеты для второго старта 555 грамм (на 3 грамма меньше первого).

Положение ЦТ 600 мм от носа — реальное. Таким образом, запас устойчивости почти три калибра!


1 апреля 2023. Раннее утро. Специально вышел пока ветра нет (уж очень слабоваты движки).
IMG-20230401-065713

Пару кадров сверху

IMG-20230401-065718 IMG-20230401-065722

… и снизу
IMG-20230401-065730

Не получилось управлять запуском издалека (видать батарейки в приемнике подсели):
IMG-20230401-070125

Видеозапись «полета» РП-37

Кадры старта. Видно, что работает только один двигатель (слева). Поначалу ракета идет вертикально, потом (естественно) «завал»…

rp37-2-1 rp37-2-2
rp37-2-3 rp37-2-4

Два кадра с одной точки: «улетела» …
IMG-20230401-070324
… и «упала»:
IMG-20230401-070328

На месте приземления:

IMG-20230401-070616 IMG-20230401-070625
IMG-20230401-070622 IMG-20230401-070636
IMG-20230401-070643 IMG-20230401-070654

Можно сделать некоторые выводы.

Как и ожидалось — одновременный запуск (и выход на режим) даже двух двигателей — это ЗАДАЧА!

В этом старте не придавалось особого значения синхронизации пуска. Просто делал одинаковые двигатели, одинаковые запалы (игниторы). Включение в параллель.
IMG-20230401-071035
На фото «после старта» (жаль фокус на траве, а не проводах) видно, что оба запала (нихромовые нити) оплавлены (обычно один конец я изолирую скотчем). Т.е. оба накалились. Однако левый двигатель завелся раньше и его тяги хватило, чтобы поднять ракету. Естественно, при этом второй запал «уехал» из канала так и не воспламенив карамель.

Возможно, стоило покрыть нихромовые нити воспламеняющимся составом для более быстрого запуска двигателей.


Данные

На ракете стояли два микроальтимера.

IMG-20230319-080251 IMG-20230319-080430

Общая высота полета не превысила 20 метров, но для порядка привожу данные альтиметров.

VEGA v1.50. Данные о высоте, давлении, скорости, ускорении, температуре и бортовом питании.

MAV-2023-4-3-20-41-28 MAV-2023-4-3-20-41-50
MAV-2023-4-3-20-42-4 MAV-2023-4-3-20-42-21
MAV-2023-4-3-20-42-38 MAV-2023-4-3-20-42-53

VEGA v3.50. Данные о высоте, давлении, скорости, ускорении, температуре и бортовом питании.

MAV-2023-4-3-20-52-47 MAV-2023-4-3-20-53-9
MAV-2023-4-3-20-53-18 MAV-2023-4-3-20-53-31
MAV-2023-4-3-20-53-53 MAV-2023-4-3-20-54-6

Исходные файлы данных — ниже в «файлах»

Заключительное фото с ракетой и рюкзаком
IMG-20230401-071001


Файлы