Несколько затормозилась работа с созданием системы спасения для РП-37. Поэтому к 1 апреля подготовил из любопытства экзотический «двухдвигательный вариант» для запуска ракеты.
Идея использования нескольких небольших двигателей для запуска «довольно большой ракеты» не нова и широко используется. В данном случае очень интересным моментом была синхронизация запуска двигателей в «самодельном, на коленке» варианте. Было любопытно — как поведет себя ракета в штатном (или не штатном) режиме. В FB есть масса сообщений об успешном запуске ракет моделистами на двух, трех и даже… 312-ти двигателях!
Ограничился двумя (хотя в теории в трубу 50мм могут войти и три) двигателями в калибре 20мм (16мм по топливу) из ПП труб. Такие летают на РП-18, РП-31.
Двигатель типовой, безсопловый:
- Длина трубы ПП PN10 диаметром 20мм — 120 мм
- Длина канала в карамели (в теории 100), реально — 101 мм
- Масса пустой трубы — 14,6 грамм
- Масса одного двигателя (с петардой и заглушкой) составила — 52,8 грамм
- Масса топлива (расчет) — 37 грамм (реально наверно на полграмма меньше)
Параметры двигателя — файл в конце страницы. Картинка с параметрами
Крепление двигателя внутри ракеты выполнено с использованием напечатанного крепежа (файлы — в конце страницы).
Этапы сборки двигательного модуля:
Ракета РП-37 не претерпела изменений. Внешне — осталась как и в первом запуске. Лишь решил саморезом закрепить крышку двигательного отсека.
Спасение оставлено прежним. Петарда взрывается после отработки топлива в двигателе, головная часть отлетает и вытягивает парашют.
Примерный вид с отделкой (из Open Rocket)
Длина ракеты: 800 мм (труба) + 150 мм (голова) = 950 мм, масса снаряженной ракеты для второго старта 555 грамм (на 3 грамма меньше первого).
Положение ЦТ 600 мм от носа — реальное. Таким образом, запас устойчивости почти три калибра!
1 апреля 2023. Раннее утро. Специально вышел пока ветра нет (уж очень слабоваты движки).
Пару кадров сверху
Не получилось управлять запуском издалека (видать батарейки в приемнике подсели):
Видеозапись «полета» РП-37
Кадры старта. Видно, что работает только один двигатель (слева). Поначалу ракета идет вертикально, потом (естественно) «завал»…
Два кадра с одной точки: «улетела» …
… и «упала»:
На месте приземления:
Можно сделать некоторые выводы.
Как и ожидалось — одновременный запуск (и выход на режим) даже двух двигателей — это ЗАДАЧА!
В этом старте не придавалось особого значения синхронизации пуска. Просто делал одинаковые двигатели, одинаковые запалы (игниторы). Включение в параллель.
На фото «после старта» (жаль фокус на траве, а не проводах) видно, что оба запала (нихромовые нити) оплавлены (обычно один конец я изолирую скотчем). Т.е. оба накалились. Однако левый двигатель завелся раньше и его тяги хватило, чтобы поднять ракету. Естественно, при этом второй запал «уехал» из канала так и не воспламенив карамель.
Возможно, стоило покрыть нихромовые нити воспламеняющимся составом для более быстрого запуска двигателей.
Данные
На ракете стояли два микроальтимера.
Общая высота полета не превысила 20 метров, но для порядка привожу данные альтиметров.
VEGA v1.50. Данные о высоте, давлении, скорости, ускорении, температуре и бортовом питании.
VEGA v3.50. Данные о высоте, давлении, скорости, ускорении, температуре и бортовом питании.
Исходные файлы данных — ниже в «файлах»
Заключительное фото с ракетой и рюкзаком
Файлы
- Расчет двигателя БПДП16-101п1 bpdp16-101
- Файл STL: Кольцо крепления двигателей нижнее 46-2×20-ring-15-6
- Файл STL: Кольцо крепления двигателей верхнее 46-2×20-ring-20-6
- Файл STL: Крышка крепежа двигателей 50RailCon2NO_dno
- Данные альтиметра VEGA v1.50 B001_FL_00003___2023-4-3___20-31-56
- Данные альтиметра VAGA v3.50 F004_FL_00003___2023-4-3___20-25-46