Почти успешная проверка бокового выброса парашюта на РП-35 побудила испытать подобную систему спасения на маленькой ракете.
Для проверки взял ракету РП-31. Ракета имеет напечатанные на принтере хвостовую и головную части. Рассчитана на небольшой двигатель диаметром 20мм (обычно из гильзы). Не имеет «зацепов» (оказывается они называются «бугелями») — используется внешний захват.
Для размещения парашюта сделал отдельный модуль. Состоит он из двух разнимающихся частей. Одна (верхняя) состыкована (резьба) с «штатным» головным обтекателем и представляет собой крышку парашютного отсека. Вторая (нижняя) — состыкована с корпусом ракеты и представляет собой почти такую же крышку (чуть большего размера).
Между крышками укладывается парашют. В собранном состоянии крышки удерживаются нитью. При срабатывании ССР, нить перегорает (высвобождается) и крышки разлетаются (подпружинены самим сложенным парашютом и пластиковым кольцом).
Нить натянута внутри корпуса ракеты и вплавлена в глухую часть топлива. Таким образом, когда топливо в двигателе выгорает, нить высвобождается и крышки модуля ССР раскрываются. Принцип работы понятен из фотографий ниже:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Попробовал изобразить положение скрепляющей нити (синий цвет):
Двигатель уже раз слетал. Решил повторно его использовать. Дырка в заглушке довольно сильно разгорелась, поэтому сначала двигатель работает как безсопловик, а потом уже с соплом… Длина канала (вместе с заглушкой) — 105мм. Вместо петарды, в верхнюю часть вплавлена нить.
![]() |
![]() |
Здесь видна желтая подставка — она выполнена с внутренним диаметром по ПП заглушке. По центру — дырка 5,6 мм для формирователя канала (шпильки М5). Таким образом достигнута вертикальность и центровка канала в двигателе. Корпус двигателя — ПП труба PN10 диаметром 20 мм. Параметры двигателя примерно такие:
Длина ракеты увеличилась на 165 мм (длина модуля ССР) и составила 770 мм (плюс выступающая часть двигателя — заглушка 25 мм). Масса снаряженной ракеты составила 288 грамм. Положение центра масс — 495 мм от носа.
Таким образом, запас устойчивости примерно 1,6D
16 октября 2022 года. Утро. День выдался отличный. Небольшой ветерок.
Несколько фотографий перед запуском
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Отказало дистанционное управление (реле щелкает, но контакта — нет). Пришлось нажимать кнопку руками (поэтому видео с рук так близко).
Видеозапись восьмого полета РП-31В.
«Руками» — завелось сразу! Ракета пошла нормально. Завалилась в бок (по ветру). Если смотреть внимательно, то газы из двигателя идут чуть вбок (сказалось «размазанное» отверстие сопла).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С телефона кадры такие:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А этот кадр мне понравился — выделю его отдельно. Тут верхний зацеп-бугель уже отвалился от ракеты, нижний еще держится…
В-общем, полет не удался! Ракета достигла земли до того как сработала система спасения. Ракета вошла в землю еще не разобранной. Виной тому — двигатель: ракета пошла не вертикально, полет получился невысоким и очень коротким.
На месте падения:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Носовую часть пришлось откапывать. Хорошо, хоть земля была мягкая и влажная.
Все части ракеты целы, парашют — на месте
![]() |
![]() |
Внешний вид отлетавшего двигателя
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Надо отметить, что нить осталась в натянутом состоянии. Высвобождения нити после выгорания топлива — не произошло. Видимо, нить приплавилась к скотчу, которым крепил картонную заглушку в верхней части двигателя.
Итог: «бестолковый» запуск. Не удалось проверить «задумки» …
Файлы
- STL файл нижней части модуля ССР 32_bokII_down
- STL файл верхней части модуля ССР 32_bokII_up