Почти успешная проверка бокового выброса парашюта на РП-35 побудила испытать подобную систему спасения на маленькой ракете.
Для проверки взял ракету РП-31. Ракета имеет напечатанные на принтере хвостовую и головную части. Рассчитана на небольшой двигатель диаметром 20мм (обычно из гильзы). Не имеет «зацепов» (оказывается они называются «бугелями») — используется внешний захват.
Для размещения парашюта сделал отдельный модуль. Состоит он из двух разнимающихся частей. Одна (верхняя) состыкована (резьба) с «штатным» головным обтекателем и представляет собой крышку парашютного отсека. Вторая (нижняя) — состыкована с корпусом ракеты и представляет собой почти такую же крышку (чуть большего размера).
Между крышками укладывается парашют. В собранном состоянии крышки удерживаются нитью. При срабатывании ССР, нить перегорает (высвобождается) и крышки разлетаются (подпружинены самим сложенным парашютом и пластиковым кольцом).
Нить натянута внутри корпуса ракеты и вплавлена в глухую часть топлива. Таким образом, когда топливо в двигателе выгорает, нить высвобождается и крышки модуля ССР раскрываются. Принцип работы понятен из фотографий ниже:
Попробовал изобразить положение скрепляющей нити (синий цвет):
Двигатель уже раз слетал. Решил повторно его использовать. Дырка в заглушке довольно сильно разгорелась, поэтому сначала двигатель работает как безсопловик, а потом уже с соплом… Длина канала (вместе с заглушкой) — 105мм. Вместо петарды, в верхнюю часть вплавлена нить.
Здесь видна желтая подставка — она выполнена с внутренним диаметром по ПП заглушке. По центру — дырка 5,6 мм для формирователя канала (шпильки М5). Таким образом достигнута вертикальность и центровка канала в двигателе. Корпус двигателя — ПП труба PN10 диаметром 20 мм. Параметры двигателя примерно такие:
Длина ракеты увеличилась на 165 мм (длина модуля ССР) и составила 770 мм (плюс выступающая часть двигателя — заглушка 25 мм). Масса снаряженной ракеты составила 288 грамм. Положение центра масс — 495 мм от носа.
Таким образом, запас устойчивости примерно 1,6D
16 октября 2022 года. Утро. День выдался отличный. Небольшой ветерок.
Несколько фотографий перед запуском
Отказало дистанционное управление (реле щелкает, но контакта — нет). Пришлось нажимать кнопку руками (поэтому видео с рук так близко).
Видеозапись восьмого полета РП-31В.
«Руками» — завелось сразу! Ракета пошла нормально. Завалилась в бок (по ветру). Если смотреть внимательно, то газы из двигателя идут чуть вбок (сказалось «размазанное» отверстие сопла).
С телефона кадры такие:
А этот кадр мне понравился — выделю его отдельно. Тут верхний зацеп-бугель уже отвалился от ракеты, нижний еще держится…
В-общем, полет не удался! Ракета достигла земли до того как сработала система спасения. Ракета вошла в землю еще не разобранной. Виной тому — двигатель: ракета пошла не вертикально, полет получился невысоким и очень коротким.
На месте падения:
Носовую часть пришлось откапывать. Хорошо, хоть земля была мягкая и влажная.
Все части ракеты целы, парашют — на месте
Внешний вид отлетавшего двигателя
Надо отметить, что нить осталась в натянутом состоянии. Высвобождения нити после выгорания топлива — не произошло. Видимо, нить приплавилась к скотчу, которым крепил картонную заглушку в верхней части двигателя.
Итог: «бестолковый» запуск. Не удалось проверить «задумки» …
Файлы
- STL файл нижней части модуля ССР 32_bokII_down
- STL файл верхней части модуля ССР 32_bokII_up