Очередная попытка проверки роторной системы спасения
Октябрь, становится прохладнее. Планировал запуск РП-35 с боковым выбросом парашюта, но проверка перед стартом показала многочисленные сбои в работе электроники — пришлось отложить… Запустить «чего-нибудь» очень хотелось — вернулся к роторной ССР.
Последний запуск РП-34 был совсем невнятным. Ракета не пошла вверх, при ударе сломались крепления лопастей и головной части. Предполагал, что надо повысить устойчивость ракеты и «умощнить» двигатель.
Для повышения запаса устойчивости загрузил головную часть болтом (+24 грамма), который в последний сентябрьский выходной успешно слетал на РП-31. Новое крепление головной части печатать не стал (их, сломанных, у меня уже три штуки набралось) — воспользовался дихлорэтаном для склейки.
Двигатель сделал из той же ПП трубы (PN10, 25мм, длина 140мм). Но, на сей раз, «приварил/припаял» к ней заглушку PN25 со стороны выхода газов. В заглушке сделал дыру — сопло диаметром 5,5 мм (технология в точности как на РП-31, только диаметр трубы больше).
Двигатель
Длина трубы 140
Длина трубы с заглушкой 155
Длина канала (через заглушку) 137 (по факту 138)
Масса пустой трубы с заглушкой 36,4
Масса двигателя с топливом 110,4
Масса топлива 74
Самым сложным оказалось — просверлить сопло по центру заглушки. Готовый «стакан» двигателя наполняем карамелью. Затем насаживаем двигатель прямо через дырку сопла на каналообразующий стержень (шпилька М5, на ней коктейльная трубочка и скотч).
![]() |
![]() |
Излишки карамели снимаем. Накрываем трубу картонкой и крепим ее скотчем. В таком исполнении роль верхней заглушки играет глухая часть топлива, хорошо «приклеившаяся» к стенкам ПП трубы. Эта часть топлива прогорит значительно позднее «тягообразующего» участка, поэтому (если не будет трещин и пузырей) пожара быть не должно и картонки вполне достаточно для защиты верхнего среза двигателя.
На этот раз снял процесс изъятия «коктейльной трубки со скотчем» из канала готового двигателя:
![]() |
![]() |
Система спасения в РП-34Г — роторная (целыми остались у меня только две лопасти). Раскрытие контролируется натянутыми нитями, вплавленными в топливо двигателя.
![]() |
![]() |
Когда все топливо сгорит — нити пережгутся/освободятся и перестанут притягивать лопасти к корпусу ракеты. Нити вплавлены в глухой участок топлива и пропущены через прокол в картонной заглушки верхней части двигателя.
Расчетные параметры двигателя получились такими (F39):
В сравнении с таким же безсопловым вариантом (E13) тяга в три раза больше, хотя характер тяги — прогрессирующий, что не очень хорошо. Параметры аналогичного двигателя, но без «сопловой заглушки»:
Ракета РП-34Г осталась прежней
Заглушка сопла немного дальше выступает, чем показано на рисунке.
Ракета
Масса в 9 старте 643 (с болтом в голове)
Положение центра тяжести 580
Длина ракеты (с заглушкой) 960
Длина головной части 120
Положение стабилизатора от хвоста 50
Длина основания стабилизатора 110
Длина угла стабилизатора 90
полка стабилизатора 45
положение конца стабилизатора от хвоста 20
размах стабилизатора 80
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На всякий случай распечатал и заменил оба крепления лопастей.
2 октября 2022 года. Воскресенье. Утро. Тепло (+14), влажно (88%). Ощутимый ветер, но поймать затишье вполне реально.
Фото перед стартом. Видно — какой ветер, как выступает из ракеты заглушка с соплом.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Видеозапись девятого полета РП-34Г
В-общем, полет прошел хорошо. Сразу почувствовалось, что двигатель стал мощнее. Ракета пошла вверх с легким наклоном в сторону ветра. Было видно апогей, разворот к земле. Раскрылись лопасти и ракета стала вращаться. Падение резко замедлилось. Однако очень скоро падение перешло в хаотическое (на замедленном видно как ракета кувыркается). Перед самой землей ракета стабилизировалась, лопасти снова стали вращаться.
Кадры с телефона, которым снимал полет:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Скорость вращения по оценке смены изображения на кадрах
Первый участок вращения — 0,5 об за 6 кадров = 2,5 об/сек
Второй участок (у земли) 0,5 об за 5 кадров = 3 об/сек
Несколько кадров с других камер
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ракета упала не слишком далеко от места старта. Сломалось только крепление головной части (как раз по месту склейки). Оно и понятно — ракета вошла в землю (очень неглубоко, чувствовалось, что скорость встречи с землей — невелика), потом упала набок — вот и сломалось крепление носа.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Было интересно посмотреть на двигатель
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Отверстие сопла разгорелось не так уж и на много. С исходной дырки диаметром 5,5 мм до почти круглого отверстия диаметром 9 мм. Очень ровненькое получилось… А картонная заглушка верхнего конца двигателя — вообще не имеет следов нагрева, даже скотч крепления не оплавился.
Итог: даже на двух лопастях спасение вполне нормальное. Как то надо решать «вопрос головы» — может быть стоит ее «убирать в сторону» перед приземлением (как было в ранних вариантах с пиротехническим раскрытием лопастей).