Начались дожди… Взял паузу с роторной системой спасения. Решил проверить вариант двигателя — «ленивчик» (для малых ракет гильз в полях поубавилось — вариант альтернативного малого двигателя).
Обычно в 32 мм ракетах (РП-18, РП-31) я использовал карамельный двигатель, сделанный из гильзы. Очень легко и быстро такой «моторчик» делается. Как альтернативный вариант, решил проверить возможность применения ПП трубы 20 мм (до сих пор я использовал 25 мм и больше). Вместо безсоплового варианта, проверил «пластиковое сопло» — результат должен бы получиться «солиднее»…
В качестве корпуса двигателя использована ПП труба PN10 внешним диаметром 20 мм. Толщина стенки у такой трубы 1,9 мм. Такая труба плотно входит в ПП трубу PN10 внешним диаметром 25 мм (стенка 2,3 мм, внутренний диаметр 20,4 мм) — эта труба используется в ракетах РП-18 и РП-31 для установки двигателя.
Можно было бы пойти по пути построения бесоплового двигателя (картонная заглушка, заливка карамели, формирование канала шпилькой), но я решил сделать «сопло». Один конец трубы «заглушен» обычной ПП заглушкой для 20 мм труб. У меня были «толстые» заглушки PN25. Сначала находим центр и сверлим в дне заглушки «сопло» — отверстие диаметром 5,5 мм. В такой процедуре может помочь простой «кондуктор» — цилиндр с внутренним диаметром под сверло и внешним под внутренний диаметр заглушки.
![]() |
![]() |
Обычным «паяльником для ПП труб» крепим заглушку на трубу. Тут есть «слабый момент» — при установке заглушки вполне можно сделать перекос.
Дальше надо заполнить трубу топливом. Заклеиваем скотчем «сопло» и заливаем карамель. Снимаем скотч и «насаживаем» двигатель «соплом» на каналообразующий стержень. В качестве «каналообразователя» используется резьбовая шпилька М5, поверх резьбы надета разрезанная коктейльная трубочка, обернутая скотчем.
![]() |
![]() |
![]() |
Надевать надо ровно. Вообще, лучше использовать заглушку с плоским дном — так двигатель встанет гайку шпильки ровно (вертикально).
В верхней части трубы вынимаем карамель на глубину примерно 10 мм. В еще не застывшую карамель вставляем фитиль петарды вышибного заряда (длина фитиля и глухой части топлива подбирается экспериментально — от этого зависит задержка срабатывания ССР). Верхняя часть трубы заливается термоклеем — вместе с глухой частью карамели она будет выполнять роль верхней заглушки двигателя.
![]() |
![]() |
На этом «плохом» скане можно посмотреть размеры получившегося двигателя
Длина трубы двигателя — 110 мм (с заглушкой — 115 мм); длина канала (вместе с заглушкой) — 86 мм (по факту). Масса двигателя — 56 грамм. Топливо — 35 г.
Теоретические параметры двигателя РДП16-85
При расчете программа дала ошибку, поэтому ось времени на графиках неправильная. Профиль тяги — прогрессирующий, что довольно плохо, но — «что есть — то есть». Максимальное давление в двигателе — невелико (8,5атм), труба спокойно выдержит (у нее — 10). Средняя тяга 20Н (это примерно в полтора раза больше, чем у «гильзового» варианта двигателя).
Для проверки двигателя выбрал ракету РП-31. Двигатель очень туго входил в отсек. Смазка WD-40 — помогла! Параметры ракеты — ориентировочно:
Позднее пересчитал в Open Rocket — там центр давления получился еще ближе к носу. Запас устойчивости — почти никакой. В итоге догрузил голову ракеты болтом (24 грамма). В результате — полная масса ракеты 258 грамм (больше, чем в обычном запуске РП-31). Центр тяжести — 37,5 см от носа (запас устойчивости 1,7D).
«Упаковываем» ракету к старту:
![]() |
![]() |
25 сентября 2022 года. Утро уже не раннее. Не жарко (+10). Ветер не сильный. Влажность больше 90%. Дождь шел весь предыдущий день и ночь.
Далеко в поле не пошел — уж очень грязно.
![]() |
![]() |
РП-31 крепится к рельсу направляющей «внешними» зацепами.
Видеозапись седьмого полета РП-31
Как все происходило.
Не смотря на большую влажность, двигатель завелся быстро (запал — обычная голая нихромовая проволочка).
Ракета бодро сошла с направляющей.
Внешние «Зацепы» корректно освободили ракету.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ракета шустро пошла вверх с небольшим завалом (по ветру! возможно, сопло все же имеет отклонение, либо прогар его неравномерен)
Улетела довольно высоко (явно много выше 100 м). Было видно как она развернулась к земле. Падение проходило примерно в сотне метров от старта.
В полете петарда так и не взорвалась. Взрыв был уже на земле — на видео видно появившийся дымок.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ракета ушла в землю на глубину головной части. Сломано крепление головы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Самое интересное — что стало с двигателем:
Сопло разгорелось с 5 мм до примерно 10 мм. Причем разгар очень неравномерный. Дыра — не цилиндрическая.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Петарда взорвалась. Но какой-то слабый разрыв. Возможно сила взрыва была маловата для отстрела головы.
![]() |
![]() |
Итог: двигатель вполне рабочий. Делается несложно и довольно быстро. Но поведение его слегка «непредсказуемо»: ракета может полететь не вертикально.