Очередным экспериментом стал двигатель с ПП заглушкой на месте сопла.
С целью поднять тягу безсопловика, пришла мысль приделать сопло к трубе мотора.
Делаем обычный безсопловый мотор (в заглушенную с одного конца трубу 25 мм PN10 заливаем карамель, протыкаем ее шпилькой — это канал).
Далее наплавляем на свободный конец полипропиленовую заглушку (именно PN20 — она по внешнему диаметру подходит к корпусу ракеты) и сверлим в ней по центру дыру подходящего размера.
Был страх при установке заглушки/сопла на готовый двигатель с карамелью (вполне могла вспыхнуть). Провел эксперимент: при температуре паяльника 180 градусов (ПП труба при такой температуре еще плавится), кинул на него каплю застывшей карамели. Не вспыхнула — просто расплавилась!
Тем не менее, перестраховался — сунул в паяльник пустую трубу (уменьшив, тем самым ее наружный диаметр) — до заливки карамели. На заряженный двигатель наплавлял расплавленную заглушку на «холодный» мотор.
Параметры получившегося двигателя (диаметр по топливу 20 мм, длина канала 145 мм)
Трудно оценить «жизнеспособность» пластикового сопла. Тут поставил эрозию в 3 мм. В реальности может быть «что угодно». В целом, двигатель примерно в три раза более эффективный, чем тот же, но без сопла.
Для проверки двигателя использовал ракету РП-27А. Она осталась точно такой же, как в двух предыдущих запусках.
Схема ракеты осталась прежней
Положение центра тяжести сместилось к носу на 2 см в сравнении с третьим запуском. Запас устойчивости — почти два диаметра.Полная масса снаряженной ракеты — 500 грамм.
6 марта 2022 года. Воскресенье. Хороший солнечный день. Легкая облачность. Ощутимый ветер. Легкий минус по температуре.
Видеозапись четвертого полета РП-27А
Несколько кадров начала движения ракеты издалека
… чуть ближе
… и совсем близко к месту старта
… тут на втором кадре хорошо видно как слетает полипропиленовая заглушка с пластикового двигателя. Дальше ракета летит на простом безсопловике…
Ракета на «болтающемся» безсопловике (осталось крепление двигателя только в верхней точке) отклонилась против ветра. Было видно как она «зависла» в апогее и пошла к земле. Срабатывания ССР не было. Ракета воткнулась в снег довольно далеко от точки старта. На фоне легких облаков нижнего участка полета видно не было.
Сигнала радиомаяка — не было. Поехал на лыжах в сторону падения ракеты. Сигнала — нет. В чистом, ровном, белом поле увидел торчащий хвост издалека (а сигнала — все нет). Подъехал к ракете. Сигнал появился лишь в двадцати метрах от места падения.
Итог: заглушка вылетела. Надо будет рискнуть и наплавить ее как положено, но при заправленном двигателе…
Дома разложил уцелевшие детали ракеты
Антенна (провод) радиомаяка оказалась оборванной
Причина несрабатывания ССР скорей всего в неисправности транзистора. Алгоритм программы сработал верно — есть метка формирования сигнала для срабатывания ССР.
Позднее проверил срабатывание транзистора на аналогичной нагрузке — все сработало отлично. Скотч крепления петард был оплавлен — значит в полете все было как положено, но петарда не взорвалась!
Отлично себя показал новый (фирменный) запал (на фото подготовки и после старта ракеты видно его оранжевый провод). Питание от аккумулятора 3.7В (18650). Провода — те же, что и для «старых» самодельных запалов (метров 5-7). Тем не менее сработал сразу, карамель завелась моментально!
Данные о полете.
Примерно 240 метров (по сути — безсопловый вариант двигателя, но с начальным «пинком»)
Файлы
- Данные с регистратора rp27-4data
- Скетч для контроллера Pro_Bmp_TA_3V_v474
- Расчет двигателя Мотор РП27-4 РДП20-145