Чем отметилась новая РП-20 в первом старте

После успешного наземного теста ССР состоялся тестовый полет РП-20 с небольшим двигателем на «видимую» высоту.Блок электроники примерно такой же как в последних стартах РП-19: Arduino Pro mini, BMP280, 24C256, Neo-6M, M590. Питание электроники и вышибного заряда — один литиевый элемент 18650 (3,6 .. 4,1 В) — элемент старенький, летает еще с РП-16!

Вышибной заряд — две петарады из «пулеметной ленты»

Масса двигателя с креплением = 191 грамм; масса топлива = 123 грамма; пустая труба (картридж от лазерного принтера) с креплениями = 68 грамм.

Длина двигателя = 235 мм; диаметр внешний (труба) = 24 мм, по топливу (внутренний) = 22 мм. Диаметр канала = 6 мм (М5 с обмоткой скотчем). Длина канала безсоплового двигателя 208 мм.

Масса блока электроники (с аккумулятором и петардами вышибного заряда) = 156 грамм.

Полная масса РП-20 в первом старте = 700 (515!?) грамм.


11 апреля 2020. Хороший день. Утренняя попытка запуска (а было хорошее солнце и почти чистое небо) не удалась из-за слишком длинного (как мне показалось) ожидания спутников. 

После перебора оборудования и переноса антенны GPS подальше от антенны GSM, повторил попытку. Спутники обнаруживались «сходу».

К сожалению, забыл включить ближнюю камеру, поэтому видео только с одной точки.

Запуск прошел отлично

Ракета ровно ушла в небо

Довольно крупную и темную ракету было видно на светлом небе до самого апогея. Было понятно, что ракета развернулась. Ждал парашюта, а его все не было. Падала быстро… Наконец, разделилась, но парашют так и не раскрылся…

СМС о срабатывании ССР пришла (номер 2). Потом, уже с земли, посыпались остальные… Проблем с поиском ракеты не было. Да и зрительно было видно примерно куда падала ракета.

Торчащий с наклоном из земли хвост с желтыми стабилизаторами увидел издалека.

Парашют даже не пытался раскрыться

По этому поводу мнение коллег (Evgenij) : По снимку мне не по душе такая укладка парашюта. Вы его задушили, как преступник свою жертву. У вас то место, где вы закрутили стропы, в полете при выбросе парашюта  имеет большую массу на занимаемую площадь в пространстве, чем все полотно парашюта. Узел строп на полотне полетел вперед, а полотно стало выполнять роль стабилизаторов, обхватив этот узел.


Анализ данных

отсчеты 100 мс, высота в метрах, скорость  в км/час
Желтым я выделил события:
первый — обнаружение старта, запуск таймеров
второй — окончание блокировки срабатывания ССР (2,5 сек от первого)
третий — это я руками отметил апогей
четвертый — момент выдачи команды на срабатывание ССР (снижение на 5 метров)
пятый — 15 сек от первого — принудительная команда на срабатывание ССР (если что вдруг не то с ВМР280)

по «мельканиям» скорости на спуске можно примерно понять, когда прошло реальное разделение (первый сиреневый бросок), но скорость практически не изменилась. Наверно это просто «взрывчик», но голова осталась на месте… Потом второй и далее — видимо что-то еще произошло (голова наконец оторвалась) и скорость осталась на уровне 100 км/час.

Это картинка с данными GPS. К сожалению, настройки Neo-6M «улетели» — данные идут с секундным интервалом, запаздывание «желтой линии» связано с возвратом модуля в режим portable. Голубым отмечена СМС о срабатывании ССР.

Итог: Высота 395м (вполне прилично для такого двигателя, РП-19 с ним слетала ниже)
Минусы старта:
— плохо себя вёл NEO-6M : сначала упорно не ловил спутники — пришлось всё разбирать, повозиться с разъёмом, помогла перестановка антенны подальше от антенны GSM. На это ушло пара часов.
— ложные срабатывания алгоритма обнаружения старта — пришёл к выводу, что влияет отправка СМС после фиксации начального давления: то-ли питание просаживается, то-ли включение передатчика GSM. ПРИШЛОСЬ программу изменить — переставить стартовую СМС до фиксации давления (поэтому в первой СМС стоит 80.000К) и вставил паузу после СМС на 5 сек. Ещё час ушёл.
— на старте забыл включить ближнюю камеру 🙁
— на спуске не раскрылся парашют (см фото) 🙁
— кроме правильных СМС пошли «странные» СМС с повторной нумерацией. Ещё не разобрался, но в EEPROM данные были верны, не затерлась.
— при считывании данных обнаружил, что NEO ещё «напортачил» — все настройки потерял — вернул к стандартным период (вместо 500мс сбросил на 1000мс) и режим вернул с «самолёта» на «пешеходов» (поэтому большое расхождение в высоте с ВМР280). Видимо егойная батарейка слаба — надо подержать его включенным, может и спутники поэтому в начале не ловил.
— от взрыва петарды повредить крышка парашюта — см фото.

Картинка траектории полета такова