Как делать «шашку»

Конечно речь идет не о шашках, а о ракетных двигателях. Рано или поздно «ракетчик» приходит к мысли, что двигатель лучше делать из шашек, а не заливать топливо в трубу целиком.

Ниже описана одна из технологий изготовления шашек для ракетного мотора.

Болт зажимается в тиски за шляпку. Про то, что на него намотана бумага (очень хорошо подходит гленцево-журнальная) и скотч, понятно из фото.

Потом на болт надевается ограничительная шайба, она больше диаметром, чем бронировка. Следом надевается шайба-плунжер, она несколько меньше внутреннего диаметра бронировки и своим диаметром входит в бронировку с небольшим зазором. А своим внутренним диаметром она плотно одевается на бумажно-скотчевую разделительную обмотку.

Сверху на этот бутерброд одевается полиэтиленовая пленка (лучше брать толстую ~150 мкм для теплиц), и отверстие в ней прорезать несколько меньше, чем диаметр болта, тогда пленка оденется на болт с натягом. Потом одевается бронировка. Вот эта пленка будет уплотнять место стыка шайбы-плунжера и бронировки.

Карамель закладывается немного подостывшая (~80-100*C). Это удобно делать с помощью чайной ложки, закидывая небольшие порции карамели через край бронировки, а потом тонким ножом или скальпелем надо помогать этой порции опуститься на самое дно бронировки. Этим же скальпелем удобно потыкать карамель когда она расположится на самом дне. Удобно использовать деревянную палочку (а-ля карандаш), у дерева очень низкая теплопроводность, и палочка не будет быстро остужать карамель.

Карамель накладывается в бронировку чуть выше борта, а потом вся эта конструкция вынимается из тисков и отправляется в холодильник (или просто в сторонку), чтобы карамель продолжала остывать, и, что немаловажно, при остывании уменьшаться в объеме и усаживаться. Пока остывает, занимаемся следующей шашкой.

Минут через 15-20 карамель в шашке остынет, но останется мягкой, значит нужно снова зажать всю эту конструкцию в тиски, и острым ножом убрать (срезать) лишнюю карамель. Нужно сделать так, чтобы торец карамели оказался примерно вровень с бортами бронировки.

Следом одеваем на болт заранее приготовленную полиэтиленовую пленку с отверстием, одеваем вторую (верхнюю) шайбу-плунжер, а на нее упорную шайбу бОльшего диаметра (чтоб в бронировку могла упереться). На шайбу кладем какую-нибудь трубку или гайку большого диаметра, чтобы затягивающая гайка оказалась выше бумажной обмотки.

И начинаем затягивать гайку. Удобно пользоваться барашком, т.к. для небольших калибров сильно крутить не придется. Гайку тянем без остервенения, и оставляем остывать дальше.

Где-то через час, когда температура бронировки будет как комнатная, и карамель окончательно примет свой объем, подтягиваем гайку до победного. Как раз должно получиться так, что упорная шайба прижмется к ребру бронировки.


Подводный камень.
Иногда от остервенелости бронировка лопается под чрезмерным давлением, или сминается в гармошку если карамели «пожадничали». В этих случаях помогает технологическая обмотка бронировки малярным скотчем, а в отдельных случаях (как правило на больших калибрах >50 мм) целесообразно обмотать бронировки в 1,5-2 оборота пластиком от полиэтиленовой бутылки (вырезать из «полторашки») и закрепить вокруг скотчем. Это придает жесткость бронировке при затягивании гайки, а так же предохраняет внешнюю поверхность бронировки от «присыхания» выдавливаемой карамели.