Будут ли еще летать тонкие трубы (РП-19Б, запуск №9)

Девятый старт РП-19Б завершил цикл проверок поведения тонкостенных ПВХ труб, используемых в качестве корпуса бессоплового двигателя. Последней полетела 32 мм труба.

Как и в предыдущем старте с 25 мм двигателем, в качестве «испытательного стенда» была использована ракета РП-19Б.

Новый двигатель выполнен укороченным: длина трубы 120 мм, внутренний диаметр трубы 29 мм. Длина канала 98 мм, диаметр формирующей канал резьбовой шпильки оставлен прежним — 5 мм.

Массовые характеристики БПДП29-98п получились такими: пустая труба 25 грамм; «Полная» — 157 грамм, т.е. топливо: 132 грамма. Полная масса двигателя (с петардами и защитной трубкой) — 180 грамм. Теоретический импульс 25-30 Н*с.

В процессе заливки горячей карамели, стенки трубы стали мягкими. Пришлось снять резинки крепления уголка — иначе труба сжималась…

Пришлось изменить крепление двигателя в корпусе ракеты. Уплотнительные кольца выполнены из обрезков трубы 40 мм PN10 (у нее внутренний диаметр как раз под 32 мм с уплотнением из пары слоев скотча). Нижнее кольцо закреплено в ракете саморезом.


Параметры РП-19Б к девятому старту такие: высота (длина) 83 см, диаметр 50 мм. Масса ракеты без двигателя и регистратора 324 грамма; масса регистратора (аккумулятор использован от старого сотового телефона) — 30 грамм. Общая масса снаряженной ракеты составила 534 грамма.


23 ноября 2019 года. Отличная суббота: чистое, ясное небо. Легкий (-6) морозец. Ветер практически отсутствует. Идеальные условия.

«Карапузиковый» двигатель довольно далеко выступает снизу.

Видеозапись полета на Youtube:

Старт выглядел замечательно

Однако, практически сразу, ракета завалилась набок. Затем попыталась выправиться и пойти вверх, однако наклон остался и дальнейший полет пошел «в бок». Ракета улетала все дальше. Сработала петарда (звук даже не услышал). Лишь по блесткам в небе можно было догадаться о срабатывании системы спасения. Парашюта видно не было (хотя он был). Ракета падала очень далеко от старта.

Отправился на поиски по отмеченному визуально направлению. Нашел по звуку практически сразу. Ракета висела на дереве и «жалобно» пищала. С виду — все цело! Только потом обнаружил «пробоину» в корпусе, трещину в месте крепления двигателя и расколотый по местам склейки головной обтекатель.

Ракета улетела далеко — почти 400 метров от старта.


Результаты осмотра двигателя. Таким двигатель был до стартаТакой он был без крепежаА после полета — вот что осталось от гладкой ровной ПВХ трубы

Вывод использовать тонкостенные ПВХ трубы в качестве несущих для двигателя можно, но результат полета непредсказуем. Скорей всего траектория полета РП-19Б изменилась из-за нарушения формы двигателя (он загнулся и струя газов шла уже не вдоль корпуса ракеты).


Данные с регистратора. График высоты и скорости (на спуске болтанка очень высокая — пришлось скорость обрезать).

Тут, как обычно, синим — высота в метрах, красным — скорость в км/час. Временные отсчеты — через 100 мс.

Итоги: высота 224 метра. Вертикальная скорость — до 300 км/час.