Что осталось от ракеты (РП-18А, старт 24)

Довольно невразумительные полеты «новых старых» движков подвигли к действиям по проверке новой методики их изготовления. В 23-ем старте снова плохо слетал «синенький». В 24-ом настала очередь «последней» зеленой гильзы…

К предыдущим выходным была изготовлена пара одинаковых «удлиненных» РДПГ20-47п. Делались они уже из нового топлива, процесс заполнения гильз и формирование канала проводил более спокойно и внимательно. В обоих стартах предполагался полет высотомера.Методика изготовления повторена из предыдущего: топливо заливается в пустую «трубу гильзы» (без стержня, формирующего канал). Так намного легче заливать/закладывать карамель. Чтоб топливо не выливалось в открытую дыру сопла — заклеил его скотчем. При заливке надо постукивать по корпусу гильзы для равномерного заполнения. После заправки, скотч снимаем и «насаживаем» заполненную гильзу на стержень (винт М5х60, обмотанный газетой и скотчем). В данном случае выпирающее топливо «блокировал». Залилось топлива столько сколько обычно — 23 грамма. Общая масса моторов получилась разная из-за разных вариантов гильз (это последние из имеющихся, найденных в полях в прошлом охотсезоне): 32 и 33 грамма. Длина канала (в топливе) 46 и 47 мм.

В 23-ем старте полетел этот:

А в этом, 24-ом запуске полетит «зеленый»:С ним были «проблемы» изготовления: канал получился очень длинным (52 мм). Пришлось делать «пробочку» из размягченного топлива и заталкивать ее в канал. Длина канала уменьшилась до 46 мм (это неблагоприятно сказалось на полете). Масса двигателя (с петардой) составила 32 грамма; топлива в нем — 24 грамма.

С регистратором (масса около 20 грамм) общая масса РП-18А перевалила за 200 грамм и составила что-то около 210 г. Расчетные характеристики подготовленных к стартам двух движков с каналом 47 мм примерно такие, у 46-мм немного хуже: … параметры расчетные и явно выше реальных…


В воскресенье 18 августа 2019 года состоялся двадцать четвертый запуск РП-18А. Полетел зеленый двигатель с каналом 46 мм. Под обтекателем — высотомер на Digispark.Видеозапись запуска:

Старт прошел как-то коряво: никак не запускался «запал» — видимо сказывается высокая влажность. Пришлось его заменить на резервный, с ним все прошло нормально. Полет проходил штатно. Не слишком уверенный запуск двигателя. Не слишком высокая скорость…

Ракета, тем не менее, уверенно пошла вверх

На высоте зависла и пошла к земле. Трассер работал, взрыва петарды — не было. Ракета с воем воткнулась рядом со мной.

Через секунду раздался взрыв петарды и из торчащего хвоста выскочило «гильзовое сопло» (на видео этот момент можно заметить).

С некоторым трудом удалось откопать головную часть. Как ни странно, регистратор работал — звук «маяка» был. Однако «мелодия» была не та — «пиликанье» говорило, о том, что идет обнаружение старта. Видимо, при ударе регистратор «перезагрузился».

Позднее срабатывание системы спасения — результат «укорочения» канала и соответствующего увеличения длины «трассера»/»запаздывателя» срабатывания петарды вышибного заряда.
Ракета, тем не менее, цела. Двигатель (его остатки) выпрыгнули уже «на земле». Электроника — не пострадала.


Считывание данных с высотомера показало весь полет до удара о землю.

Высота — 83 метра (видимо, влага проникла и тяга двигателя много ниже расчетной). Скорость примерно 150 км/час как на взлете, так и в момент падения.

Температура, зарегистрированная на старте (а, скорей всего, уже на «финише») +28,6 — явно выше действительной: было тепло, но не настолько. Напряжение питания контроллера  3,43В — практически, норма.

Итог: в новой версии v9 успешно исправлены корявости программы, а вот с запаздыванием срабатывания системы спасения надо думать…