Обновленная РП-17В (запуск №19)

К длинным майским выходным запасся несколькими движками для РП-17…  и первым из них в «первомай» полетел «дубль» двигателя из восемнадцатого старта.

Но «главной фишкой» старта была обновленная головная часть ракеты. Сменил «елочный золотистый  шарик» на «бокал шампанского» 🙂

Известная технология — использование пластиковых бокалов/фужеров/рюмок в качестве головного обтекателя. Так и я, увидев в «пятерочке» набор пластиковых конусообразных стаканчиков, решил воспользоваться им для «строительства» головной части ракеты. Цена невысока — 6 штук за 80 рублей.

Форма не совсем каплевидная — чистый конус, но его сопротивление ниже, чем у шарика. Поэтому полет ожидался «более выдающимся».

Конструкция простая — убираем шарик и к торцу цилиндра ровно клеим конус бокала. «Лишнюю часть» рюмки обрезаем (клей так растворил пластик, что «лишнее» убралось по контуру склейки простым «стягиванием»). Туповатое острие конуса «маскируем» «нахлобучкой» из термоклея. Масса конструкции оказалась даже меньше, чем «шариковая».

В остальном, головная часть осталась без изменений (крепление амортизатора, установка камеры, соединение с корпусом ракеты). Обновленная ракета получила индекс «В»: РП-17В.


Как было сказано выше — двигатель полетел тот же, что в предыдущем старте. Коротко: двигатель БПДП20-200, это «обычный бессопловик»: пластиковая труба диаметром 25 мм, длиной 218 мм. Сорбито-калиево-селитровая карамель, канал длиной 202 мм и диаметром 7 мм. Масса топлива 109 грамм. Масса двигателя 142 грамма. На фото — он рядом с линейкой.


Электроника полетела уже ставшая стандартной: Arduino Pro mini, GPS Neo-6M, BMP-280  и т.д.

А вот к камере SQ8 снова добавил зеркальце под углом 45 градусов (чтоб «хвост» в кадре был) — точно также как в пятнадцатом полете. Но размер зеркала и его «обтекателя» был раза в три меньше (на качестве картинки это не сказалось в худшую сторону).


С новым обтекателем, размер ракеты несколько увеличился (длина). А вот масса осталась такой же как в предыдущем старте.

При расчетной тяге двигателя в 6-7 кг, времени его работы около секунды и массе ракеты менее 700 грамм, ожидался полет в районе 350-400 метров.


1 мая 2019. Солнечный день. Начало длинных «каникул». Заметный ветерок.

Видеозапись полета

Что произошло: все шло штатно, никаких «намеков» на какие-то возможные сбои не было.

Установил ракету на направляющую, включил камеру. Запустил ретранслятор nRF-Bluetooth, на смартфоне — Bluеtooth терминал; удостоверился в приеме «телеметрии» с РП-17В. Включил камеру на ракете.

Старт прошел отлично, довольно резво (оно и понятно — движок довольно мощный). Почти сразу ракета пошла по спирали — и так, кружась, и ушла вверх. На кадрах с борта ракеты видно как «разогнулись» скобы крепления стабилизаторов — такая сила «спихивала» ракету с прямого пути. Видимо — дефект изготовления двигателя — канал не по центру / не по оси двигателя.

При такой траектории речь о большой высоте полета уже не шла — лишь бы новая головная часть не отвалилась от незапланированной нагрузки.

Беды девятнадцатого старта на этом не закончились. После срабатывания системы спасения (на удивление — электроника работала отлично), оборвалась резинка амортизатора… После этого ракета полетела вниз сама по себе, а головная часть — на парашюте — самостоятельно. Примерно в этот момент прекращается прием сигналов «телеметрии».

Глазом (и камерой) стал следить за ракетой. Место ее падения удалось найти сразу (хотя удаление от точки старта было более 200 метров). Ракета ушла в землю примерно на 15-20 см (травы много — трудно сказать).

Головную часть искал почти три часа — примерно 150 метров от основной ракеты — висела на парашюте на дереве. Камера SQ8 прекратила запись (аккумулятор кончился) до окончания флешки, так что запись полета сохранилась.


Анализ данных: высота 280 метров, скорость около 300 км/час.

Данные полета полученные по радиоканалутут синий и красный — данные о высоте и скорости по датчику давления; желтый и зеленый — по данным GPS. Временные отсечки — 500 мс.

Полные данные полета по записям EEPROMтут видно, что происходило после разрыва амортизатора и прекращения передачи данных по радиоканалу.

Надо отметить разницу показаний GPS и датчика давления на взлете — сказывается большое ускорение.


Ракета «наелась» земли. «Съежились» крепления стакана с парашютом; сломан сам стакан; покорежены крепления петард. В-общем, ракете предстоят восстановительные работы…


Несколько кадров с высоты…

Из-за сильного вращения, смотреть запись с высоты смотреть без замедления — невозможно. Ниже представлен рисунок полета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *