Новое ПО для РП-17Б успешно «слетало» в семнадцатом старте. Теперь на очереди — полноразмерный двигатель…
В очередном старте использован новый двигатель БПДП20-200. Это «обычный бессопловик», но длина канала увеличена до рекомендуемых Serge77 значений (пропорций). Коротко: пластиковая труба диаметром 25 мм, длиной 218 мм. Сорбито-калиево-селитровая карамель, канал длиной 202 мм и диаметром 7 мм. Масса топлива 109 грамм. Масса двигателя 142 грамма. На фото — он рядом с линейкой.
![]() |
![]() |
Рядом — на фото — «электропетарда» из двух обычных петард. Ниже — монтаж петард в корпус ракеты.
![]() |
![]() |
Внешне, ракета не претерпела изменений, в головной части «полетела» камера SQ8 (без «зеркальца под 45 градусов» — съемка было «просто вбок»).
Блок электроники — тот же: модуль GPS Neo-6M для получения координат и высоты полета и отдельная микросхема для записи сведений о полете 24C64. Подробнее блок описан тут. Все сведения сразу же после получения отправляются по радиоканалу (nRF24L01) «на Землю». (Ошибка с выводом долей минут в координатах GPS — исправлена). Алгоритм программы оставлен прежним — период измерений определяется модулем GPS и в этом полете составляет 0,5 сек.
Общая масса ракеты (с камерой) составила 673 грамма. Расчетная тяга двигателя — около 7 кг, расчетная высота — до 380 метров.
20 апреля 2019 года. Отличный теплый день. Ветерок. Легкие облака. Очень сухая трава — даже страшновато было запускать (так и случилось — после старта трава начала тлеть, но удалось быстро все затушить).
Видеозапись полета:
Как все проходило: электроники довольно много — пришлось всю ее запускать по очереди. Если коротко, то… сначала установил направляющую и саму ракету, потом проверил «запал» двигателя.
![]() |
![]() |
![]() |
Затем установил камеру общей записи, затем включил бортовую камеру. Потом запустил ретранслятор, проверил связь по bluetooth со смартфоном регистрации. Включил электронику на ракете — стал ждать обнаружения спутников, потом 30 сек — предстартовый отсчет и фото в это время.
После отсчета — запуск. Ракета пошла хорошо, довольно резво.Взлет сначала шел практически вертикально,
затем ракета ощутимо завалилась по ветру, но быстро выправилась.
До облаков ракета не добралась, так что «разворот» ее к земле было хорошо видно (только не на видео). На спуске сработала система спасения и ракета «весело болтаясь и крутясь» под куполом парашюта упала не слишком далеко от старта (ветром ее все же снесло метров на 60).
Далее, собственно, была проверка поиска по данным GPS. Красный парашют не было видно с точки старта, но примерное направление зафиксировал. Проверил прием данных на регистрирующем смартфоне — данные с ракеты поступали до самой поверхности. Ввел последние координаты в Google Maps и… они никак не отразились на карте. Взял другой смартфон — ввел там — он стал ругаться на автономную работу — подключил интернет. В итоге — текущее положение показывает, а ракету — нет. Плюнул — пошел нашел ракету «в ручную». Отметил точку падения в геотрекере. Сравнил координаты — идеальное совпадение (разница в пятом знаке). Снова — облом с средствами поиска!
Забрал ракету — с ней все в порядке: пищит, данные по радио продолжает передавать, ничего не поломалось.
Позднее — в «тепличной обстановке» ввел координаты — Google все отобразил как требуется.
Разбор результатов. По данным, полученным по радиоканалу:
Синим — высота по данным датчика давления, желтым — по данным GPS, красным — скорость по данным о высоте с датчика давления. Все данные хорошо коррелируются. Масса отсчетов (все начиная с высоты 250 метров и выше/дальше) — выпала (специально на графике сделал вырезы). Но общая картина вполне понятна. Высота — 366 метров — вполне ожидаема; скорость — 350 км/час — тоже.
В Google Earth получена картинка полета.
Вывод: все работает «как надо».
Несколько кадров с трехсот-метровой высоты
![]() |
![]() |
… соседняя деревня…
![]() |
![]() |