Как изменился зимний пейзаж за две недели (пятнадцатый старт РП-11Д)

В предыдущем полете сорокамилиметровая РП-11Д сделала хороший видеорепортаж о зимней деревне. Очередной старт стал полной копией предыдущего…Описание ракеты один-в-один — так что его лучше читать в статье четырнадцатого старта. Камера SQ8 должна была снова полететь…

Полная длина ракеты 560 мм. Масса собранной ракеты без оборудования и двигателя — около 184 грамм.


В очередном полете РП-11Д использовался уже слетавший двигатель — это, ставший классическим, вариант безсоплового двигателя БПДП20-115п2. Пластиковая трубка d25х2,3х139 от слетавшего двигателя — заклеил один торец новой картонкой и залил «карамель» (поленился промыть трубку — в итоге не удалось достичь той же высоты). В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.

Корпус двигателя — пластиковая труба PN10 25×2,3 длиной 139мм) (M) и внутренним диаметром 20,4 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный конторским клеем и закрепленный скотчем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 115мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 25 мм — примерно на 12 секунд задержки) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 10 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 92,4 грамм (масса топлива 69,6 грамм) — это несколько меньше предыдущего исполнения. РП-11Д имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БПДП20-115 удлинен отрезком трубки длиной 60мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.

В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами из втулок от тонкого скотча. Масса собранного двигателя с петардами и установочными кольцами составила 105,6 грамм.

Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.

Парашют тот же, что летал в предыдущих полетах РП-14 (меньшего размера, чем в предыдущих стартах РП-11), размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.

Полная масса ракеты с двигателем БПДП20-115п2, камерой SQ8 (27 грамм) и высотомером (15 грамм)  составила 330 грамм.


25 февраля 2018 года. Ясная, солнечная погода, легкий морозец (-10). Очень много снега — даже на лыжах тяжко по полям ходить. Ветра практически нет.

Целью старта была очередная съемка зимнего деревенского пейзажа с высоты. На очень высокий полет расчета не было — моторчик для ракеты маловат…

Видеозапись полета с внешней камеры

Запись взлета с камеры, установленной на ракете:
Видеозапись спуска не стал отрезать, но смотреть ее невозможно — болтанка под парашютом вызвала невыносимые мелькания — можно смотреть лишь покадрово…

Те же кадры, замедленные в четыре раза:

Как все происходило: учитывая ложные срабатывания на морозе алгоритма обнаружения взлета — включил высотомер в последний момент.

Дымок из двигателя появился не сразу после нажатия «Пуск» (чувствуется влияние мороза на аккумулятор). Ракета начала движение через пол-секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Сразу после этого чуть-чуть завалилась влево (ветер тут не причем). Однако, по мере набора скорости, ракета перешла к вертикальному подъему.

Вскоре ракета скрылась из поля зрения камеры (HD разрешение без зума — маловато!). Однако глазом на чистом небе — все было хорошо видно: ракета разделилась, через секунду донесся звук взрыва петард. На парашютике РП-11Д стала опускаться прямо на дома.

Искать ракету долго не пришлось — место падения, хоть и далековато (200 м) и его не было видно за бугром, удалось быстро найти. За бугром было хорошо видно красный парашют на белом снегу на краю участка. Все цело! И двигатель, хоть и выехал далеко из корпуса, но — на месте…Итоги: полет выдался весьма удачным — все сработало как и предполагалось. Регистратор зафиксировал высоту (потом и скорость можно посчитать…). Камера записала вид с высоты.

Запаздывание срабатывания системы спасения — много ниже расчетных — 9 секунд — маловато, но этого оказалось достаточно для полета! Полное время полета составило 42 секунд. Высота полета — 280 метров.

Не сработала одна из петард. На фото остатков трубки удлинителя двигателя видно целую петарду.

Данные регистратора и анализ

График высоты и скорости полета

Синим — высота в метрах, сиреневым — скорость в км/час. Отсчеты идут через 100 мс. Хорошо видно момент окончания работы двигателя (максимум скорости) и рывка при раскрытии парашюта.

Некоторые кадры с высоты «птичьего полета»:

Вид на поля (по центру кадра, за деревьями, трасса М7) с максимальной высоты

Соседние деревни

Это наша деревня (даже часовенка в центре, на горке видна)

Это Давыдово с соседними деревнями (2 км от места старта)

В кадр вошла почти вся «родная» деревня

 

Некоторая информация о пятнадцатом полете РП-11Д (второй для «Д»)

Дата, время: 24.02.2018 11:00

  • Ветра нет
    Температура -10
    Ясно, солнце, глубокий снег
  • Общее время полета 42 сек (34 сек спуск на парашюте)
    Максимальная высота 280 м (на 7,1 сек полета)
    Максимальная скорость 480 км/час (на 0,8 сек полета, высота 45 м, ускорение 17g)
  • Время работы двигателя 1,4 сек (0,6 сек до начала движения; 0,8 сек — полет до максимальной скорости)
    Срабатывание петарды 8,0 сек, высота 275 м (на спуске)
    Раскрытие парашюта 8,4 сек, высота 265 м, скорость 40 км/час
    Скорость спуска на парашюте около 30 км/час
  • Двигатель: d=7: D=20,4: l=115 : L=139
    Задержка: 25мм топливо + 8мм фитиль
    Время задержки: 0,6 + 8,0 = 8,6 сек
    Время работы двигателя 1,4 сек (0,6 сек до начала движения; 0,8 сек — полет до максимальной скорости)