«Бабахнул» ли новый «салют» с РПС-13А (второй запуск)

Легкость изготовления двигателя из гильзы от патрона побудила меня еще раз попробовать устроить «салют» на базе остатков РПС-13…

Неудачный «фейерверк» из РПС-13 закончился дымом в траве и почти целым корпусом «каракатицы» ракеты.

Вот эти остатки и были использованы для нового старта…

Сначала делаем двигатель — от РПС-13 берем бумажную трубку корпуса. Отрываем от нее бесполезные (как оказалось) бумажные стабилизаторы. Вытряхиваем остатки двигателя — вспомним, каким он был (красненький):

и что от него осталось после «первого полета»

Поверх остатков трубки намотал еще слой офисного листа А4 на конторском клее. С одной стороны вклеил металлические остатки гильзы. Скотчем прикрепил к получившемуся двигателю-корпусу будущей РПС-13А петли из скрепки для установки на стержень стартовой направляющей.

Топливом для двигателя служит все та жа карамель с остатками «дюралюминиевой» стружки (надо сказать, что особого пламени от нее не получается, но свойства топлива падают).

Верхней заглушки в РПС-13А нет — сверху закреплена петарда с утопленным в топливо шнуром запала. Из пластилинообразного теплого топлива сделал подобие обтекателя вокруг петарды (предполагается, что взрыв петарды раскидает горящее топливо и… «будет красиво»).

По обеим сторонам от петарды в головке сделал дырки для установки фитилей «салютных ракет». Сами «хвостики» ракет устанавливаются в пластиковые трубки (колпачки от шприца), примотанные скотчем к корпусу двигателя.

Система стабилизации РПС-13А совсем другая — обычная деревянная рейка 60 см, примотанная скотчем к корпусу двигателя-ракеты.

Схема конструкции РПС-13А (без стабилизирующей рейки) такая:

Здесь: синий — это корпус двигателя и фитили петарды (коричневый) и ракет салюта (голубой); желтый — топливо; красный — «хворост» стабилизаторов ракет салюта; слева светло-коричневая заглушка с соплом 6 мм от гильзы патрона.

Масса всей конструкции вплотную приблизилась к 100 г.

Схема «салюта» предполагается следующей: двигатель забрасывает всю конструкцию на высоту. Там топливо в двигателе догорает и поджигает фитили (запалы) навешанных ракет и петард. Ракеты взлетают, разлетаются и дают «красиво».

Для пущей «красивости» в топливо добавлена алюминиевая стружка (поработал немного напильником спиливая дюралюминиевую трубу). Искры от сгорания стружки должны (по идее) дать красивый эффект на взлете.


Еще одним важным новшеством запуска было опробование новой конструкции запала (игнитора). Прежде использовалась нихромовая нить от горелого паяльника и провода от витой пары 5-ой категории. Нить обмазывалась ракетным топливом. Сопротивление такого запала в холодном состоянии около 1 Ом, что вызывало очень большой «напряг» для аккумулятора (на фото — сверху).В новом варианте я вернулся к уже проверенному ранее варианту с нихромовой проволокой и спичкой (там проволока была слишком толста и ничего хорошего не вышло). Сейчас в моем распоряжении оказался более тонкий провод (20 см примерно 7 Ом) — не совсем ясно: нихром или просто сталь? Конструкция проста: провод укладываем вдоль спички вокруг ее головки и крепим скотчем, чтобы не сваливался. Крокодилы кабеля «зажигания» крепим прямо к проволоке.

Такая конструкция проще в изготовлении, не требует топливной обмазки и (по идее) должна быть многоразовой (только спичку придется заменить).


Пуск этой конструкции состоялся 8 июля 2017 года после 7 вечера. Пуск проходил на закате в короткую паузу между дождями.

Сделал даже фото снизу конструкции (тут и новый запал, и рейку видно):

Видеозапись неожиданно высокого полета можно глянуть тут:

ИТОГ: двигатель запустился, хотя и не слишком быстро. Ракета (если это творение можно назвать ракетой) очень хорошо взлетела. Строго вертикально (рейка оказалась куда более эффективным стабилизатором, чем обычные) ракета пошла высоко вверх. Почти сразу были вспышки двух ракет салюта и их хлопки. Некоторое время спустя (ракета продолжала подъем) раздался хлопок петарды, но никаких вспышек видно не было. На этапе падения было видно летящую палку. Время падения с верхней точки — около 6 секунд, что дает теоретическую высоту подъема в районе 200 м.

Хоть поиски ракеты РПС-13А и не предполагались, ее легко удалось обнаружить в 5-ти метрах от старта.

Почти все цело, если не считать обвеса

Топливо выгорело полностью (в т.ч. и в головной части):

Вывод: очень впечатляющий запуск. И рейка себя показала с хорошей стороны, и новая конструкция запала (проволока осталась целой).