Как сгорела аппаратура на РП-7 (двенадцатый пуск)

Наступило лето и захотелось повторить успешную съемку окрестностей прошедшую в одиннадцатом полете РП-7.  

Двигатель решил сделать по-мощнее, чтобы снять панораму с большей высоты. Бессопловый БРДП25-140н выполнен по классической схеме: диаметр (по топливу) 25 мм, диаметр канала 7 мм, длина канала 143 мм, общая длина корпуса 184 мм, полная масса 162 г (масса топлива 145 г).

В верхней части ракеты установлена HD-камера в отдельной вставке (аналогично конструкции, использованной в предыдущем полете). Дополнительно был установлен высотомер на базе модулей Digispark и BMP280. Масса камеры 60 грамм, блока высотомера — 88 грамм (с батарейкой 6F22 9V).

Система спасения стандартная для РП-7: «резинка-2» с двумя парашютами. Общая масса снаряженной ракеты около 600 г.


11 июня 2017 года. Раннее утро. Довольно чистое небо, ветра нет, температура около 20 градусов.

Для старта использовал дистанционное радиоуправление пусковой установкой, что позволило «отойти по-дальше» от стартовой направляющей.

Так ракета выглядела перед пуском

В пол-шестого состоялся пуск ракеты:

Видео про аварию, произошедшую сразу после взлета можно посмотреть:

Что произошло. Сначала все шло как и должно быть: запал раскалился, топливо воспламенилось в верхней части канала двигателя. Давление поднялось и ракета пошла в небо. Но, одновременно, огонь пошел и вверх (наверно пустота в толще топлива, либо продукты горения «заткнули» канал двигателя). Почти сразу на сходе с направляющей перегорела удерживающая головную часть ракеты нить системы спасения и обтекатель «отвалился»:

вышел вытяжной парашют, а за ним и основной (это можно рассматривать как успех 🙂  — давно уже парашют не «срабатывал»:

на этом же кадре видно дым из носовой части корпуса ракеты: в это время «горела» электроника и плавилась HD-камера.

Парашют затормозил полет, перевернул ракету и она стала падать:

Упав на траву, ракета продолжала дымить (топлива в двигателе много было…):

С виду, ракета «после приземления» — цела:

но при ближайшем рассмотрении в корпусе видно дыру напротив прогара в двигателе:

Сам двигатель после извлечения из корпуса оказался с дырой в верхней своей части:

внутри ракеты все расплавилось и обгорело:

Остатки микроконтроллера и блока индикации и управления:

Как ни странно, Digispark (с USB разъемом в центре фото) остался цел (лишь один резистор отпаялся от высокой температуры), но регистрация прекратилась до взлета и картины полета в EEPROM не осталось. Датчик давления с платы модуля ВМР280 просто «исчез»!

Причина аварии не совсем ясна. Топливо в двигателе стало гореть «не в ту сторону». Возможны три причины: дефект заливки «карамели» (пустота или трещина в верхней части двигателя); интенсивное горение «вдоль нити» системы спасения — нить как фитиль вывела огонь на стенку корпуса двигателя; слишком длинный и узкий канал двигателя оказался «заткнут» продуктами горения и пламени пришлось распространяться в противоположном направлении.

Это уже не первая подобная авария — в седьмом старте РП-7 случилось тоже самое. Там канал двигателя имел те же размеры.

Вывод: не стоит увлекаться слишком «длинными моторами», либо надо увеличивать диаметр канала. Возможно стоит отказаться от нити в системе спасения и заменить ее металлическим крючком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.