Почему расплавилась РП-12А в шестом своем полете

Невзрачный пятый старт ракеты хотелось исправить в очередном полете. Для полета использовал более крупный двигатель чем ранее…

Конструкция ракеты по сравнению с предыдущими стартами не изменилась: 6F22 (КОСМОС) в носовой части, высотомер с передатчиком — там же. Высотомер на Arduino Pro mini — с дополнительной световой индикацией, контроль состояния производился и «на слух» через радиоприемник.

В шестом запуске РП-12А была использована все тажа система спасения «резинка 2». Для спасения ракеты оставил только один парашют (квадрат со стороной 18 см) из третьего полета РП-11.

Особенности шестого запуска РП-12А:

  • В системе спасения «Резинка 2» оставлен один парашют;
  • В головном обтекателе оставлен вес — батарея 6F22;
  • Барограф на базе Arduino Pro mini и BMP280 с радиопередатчиком 433МГц запитан от 9В батареи, программное обеспечение слегка изменено (ver. _r8);
  • Двигатель обычный бессопловый c увеличенной тягой, так же с вплавленной нитью для системы спасения.
  • Полная масса ракеты возросла до 280 грамм

Двигатель — БРДП20-120н — классический, сделанный по неоднократно проверенной методике. Через картонную заглушку в глухую часть топлива вплавлена нить. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4 (по длинной стороне). Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Длина канала — 120 мм. Масса двигателя — 80 г.

После отработки двигателя «догорает» топливо на глухом участке 16 мм. При скорости горения карамели 2,5 мм/сек — примерно на 6-7 сек. После этого нить (черный), удерживающая головную часть, перегорает, а ракета падает на парашюте уже без дымового следа.

Шестой полет РП-12А состоялся 7 мая 2017 года. Вид на ракету:Шесть утра. Погода — идеальная. Солнце, чистейшее небо, легкий ветерок! Мороза нет — температура чуть выше 0.

В итоге, полет получился «фиговым». Ракета хорошо ушла со старта безо всяких отклонений. Ракета бодро устремилась вверх, но где-то на двадцати метрах сработала система спасения. Ракета развалилась на части и далее они самостоятельно летали в небе. На стадии спуска хорошо было видно отдельно летевшие: парашют, головную часть и основной корпус ракеты.

Система обнаружения не сработала, после осмотра ракеты, выключатель был во включенном состоянии, но питание отсутствовало. Видимо — от удара о землю отошла колодка питания на «КРОНЕ»: об этом свидетельствует и запись в EEPROM ATMega328. Повезло — ракета упала в 20 м — нашел быстро.

При работе двигателя, быстро прогорела глухая часть топлива до заглушки и выход газов пошел не только вниз (куда следует), но и вверх — внутрь корпуса ракеты. Нить, удерживающая головную часть быстро перегорела, «голова» отстрелилась, парашют вышел, но продукты горения двигателя пережгли и стропы и саму резинку, соединяющую корпус с головной частью. Так в трех разных частях полет и продолжился.

График полета головной части (без «чистки») можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах, отсчеты идут через 0,1 сек):

  • Высота полета — 38 м;
  • Общее время полета — 5 сек .

Выводы: Полет не получился. Ракета сильно повреждена. Cистема поиска не сработала. На поиски время не потребовалось, ракета удалилась от старта на 10 м. На земле — ракета лежала на траве и еще дымилась — даже корпус оплавился и изогнулся:При приближении выяснилось, что ракета потеряла форму, в борту «зияет большая пробоина»:

Головная часть воткнулась в землю недалеко:

Не ясно, что послужило причиной нештатной работы двигателя, наверно «нечетный номер» — все они плохо кончают… 🙂  Видимо дефект заливки топлива — наверно трещина или каверна в глухой части.