Как слетала РП-11А в пятый раз («Супердвигатель»)

Желание «запулить» ракету по-выше привело к созданию «супермотора». А вот местом для его установки стала «проверенная» РП-11А подходящего калибра… 

Для пятого полета РП-11А в конструкции ракеты и системы спасения изменений не вносилось: использовал небольшой парашют (квадрат со стороной 18 см). В качестве «пыжа» использован ватный диск — он удачно вписался в 40 мм трубу корпуса ракеты.

Особенности пятого запуска РП-11А:

  • «Огромный» двигатель РДП32-150п;
  • Классическая система спасения с петардой (аж 2 штуки), в качестве вышибного заряда;
  • В системе спасения только один небольшой парашют;
  • Барограф на базе Digispark и BMP280 с радиопередатчиком 433МГц; питание 9В.

Двигатель — РДП32-150п — существенно большего размера, чем обычно. Увеличен диаметр (т.е. время работы больше) и длина канала (тяга). Так же в двигателе сделано псевдосопло из эпоксидной смолы и металлической шайбы. В заглушке двигателя добавлены трубки меньшего диаметра с топливом (для задержки срабатывания петард) и сами петарды. Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Масса двигателя — 278 г.

Для регистрации давления атмосферы удачно подошла конструкция из обычного Digispark-a (ATtiny-85) и Bosch-евского датчика BMP-280. Конструкция дополннена модулем передатчика 433МГц, питание — от 6LR61 9V. Устройство получилось не очень легким — это пригодилось для повышения устойчивости ракеты (смещения центра тяжести к носу).

Масса снаряженной ракеты получилась 570 г — тяжеловато …


Пятый полет РП-11А состоялся в воскресенье 30 апреля 2017 года. Раннее утро: идеально чистое небо, яркое солнце и ветра почти нет. Температура — около 20.

В итоге, полет не получился таким как ожидался. Ровно, очень быстро, ракета ушла со старта. Чуть с наклоном пошла вверх. Через 1,3 сек (по видео и барографу) двигатель почти взорвался. Дальше о нормальном полете речи нешло, но по видео видно, что ракета упорно шла вверх. Хлопков петард на записи не слышно, но видно, что на спуске головная часть отстрелилась, а вот парашют как-будто бы не раскрылся — его ни визуально, ни на записи не видно. Ракета упала не так уж и далеко от места старта.

Регистратор прекратил работу в момент «взрыва» двигателя. Остатки графика полета можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах (синий);скорость в км/час (сиреневый), дискрет времени — 200 мс):

 

К моменту разрушения двигателя скорость была около 400 км/час. Такого ускорения на взлете еще не было. Школьный расчет по физике дает теоретическую высоту «взлета по инерции» выше 800 м.

  • Высота полета (на глазок) — 150-200м;
  • Максимальная скорость — 380 км/час.

Выводы: Двигатель подкачал: слишком плохой материал корпуса (магазинная картонка) не выдержал давления. Естественно, без мотора, высокого полета не вышло. 

На спуске электронику разбросало по всему полю (батарейку так и не нашел). Парашют наверно отвязался от резинки и падал сам по себе…