Какая она — РП-12(РП-12А)?

Для реализации заветного желания «запульнуть трубу по-выше» решил сделать легкую небольшую ракету из 32 мм канализационной пластиковой трубы. Отличие РП-12 от похожей, но, к сожалению, утерянной в первом же полете РП-9 — в конструкции системы спасения…

В первом запуске РП-12 была использована система спасения «резинка 2». Ранее система была опробована на РП-7. Выбранная система позволяет использовать практически все место в ракете для размещения «чего попало». Для спасения ракеты использована система парашютов, состоящая из вытяжного (треугольник 15 см) и небольшого основного (квадрат со стороной 18 см). Основной парашют довольно плотно уложен в корпусе ракеты, а вытяжной «комочком» располагается в месте стыковки корпуса ракеты с обтекателем.

Головная часть ракеты сделана сильно упрощенной: отрезок трубы длиной 100мм, заткнутый сверху колпачком из капсулы от «Киндер-Сюрприза». Сомнительное, но очень простое решение. К тому же это позволяет «закладывать» в головную часть «полезный груз» и легко закрывать его колпачком.

В основе ракеты пластиковая труба диаметром 32 мм. Стабилизаторы (4 шт) сделаны из стеклотекстолита — как у РП-7. Крепятся к корпусу термоклеем, предварительно в корпусе делаются пазы примерно так как описано тут.

Ракета имеет длину — 450 мм. Масса ракеты вместе с двигателем БРДП20-85н и высотомером — 187 г. (масса двигателя — 62 г.)

Размеры ракеты приведены на схеме:

В РП-12 используется метод спасения «резинка 2», основанный на «складывании» головной части ракеты под действием резинки. Удержание обтекателя в нормальном положении в полете производится нитью, пережигаемой в момент окончания работы двигателя. 

Бессопловый двигатель БРДП20-85н с вплавленной нитью.

тут: справа картонная заглушка; желтый — топливо (карамель); черный — капроновая нить, вплавленная в топливо (длина нити позволяет зацепить ее за винт в корпусе головной части ракеты).

По идее: после выгорания топлива (желтый), перегорает нить и … головная часть ракеты под действием натянутой резинки уже ничем не удерживается на ракете…

Парашют(7) вместе с обтекателем(5) «выстреливается» из корпуса ракеты(6) с помощью «высвобождения» натянутой резинки(2). Резинка выполняет две роли: это и механизм разделения, и амортизатор парашюта. Резинка закреплена в корпусе винтом М5(1). Он же является верхним, удерживающим ракету на пусковой направляющей, устройством.

Сложенный парашют размещается в верхней части ракеты. Стропы крепятся на резинке. Резинка натягивается и головная часть устанавливается на ракету.

Обтекатель фиксируется на месте ниткой(4). Она крепится одним концом за обтекатель, другим — вплавлена в топливо двигателя(3). Разрушение нитки происходит в конце работы двигателя, когда догорает топливо в верхней его части — тяги уже нет, только дым. Толщину слоя надо выбрать так, чтобы ракета уже падала в момент перегорания нити — 15 мм — это гарантирует 🙂  .

При выгорании всего топлива — нить перегорает, под действием резинки обтекатель «отламывается», парашют — высвобождается.

В реальном полете 7 — это вытяжной парашют, который вытягивает больший по размерам, основной парашют, располагаемый в корпусе ракеты.


После неудачного первого полета РП-12, конструкция головного обтекателя была изменена. Вместо 100 мм трубы был установлен 240 мм полноценный обтекатель, внутри которого хорошо умещался высотомер с 17 см антенной радиомаяка. Размеры ракеты (теперь это РП-12А) изменились:

Рисунок был получен с сайта kia-soft — там имеется множество программ для расчета параметров ракет и двигателей. По поводу устойчивости ракеты там есть хорошая, легко написанная статья. Из которой видно, что устойчивость РП-12А оставляет желать лучшего:

В-общем, надо утяжелить нос ракеты для смещения ЦТ. Внешний вид ракеты:

Система спасения РП-12А такая же как и в первом варианте РП-12.