Как бы высоко модель ракеты не взлетела, ей предстоит падение и встреча с землей. Если не предпринять мер по снижению скорости соприкосновения с планетой, то потери неизбежны…
Как правило, для замедления снижения используется парашют.
Интерес представляет устройство механизма выброса парашюта. Обычно используется пиротехническая система. В корпусе ракеты создается избыточное давление, приводящее к «разлому» корпуса и высвобождению из него парашюта. Ранее был рассмотрен вариант «Пиро1» и «Пиро2». Традиционно, для извлечения парашюта в системе спасения используется отстрел головного обтекателя… Подумалось: а почему бы вместо «головы» не «выбросить»… двигатель, а за ним и… парашют!
Используется «задний» метод спасения, основанный на пиротехнике.
Над двигателем (под нижним винтом М5) располагается проклеенная бумажная глухая трубка — гильза, в которой помещается верхняя часть двигателя. При срабатывании вышибного заряда, газам деваться некуда — и они вышибают сам двигатель. Вместо парашюта используется «тормозящая лента». Она намотана на двигатель и «вышибается» вместе с ним…
Разместить ее негде — пришлось намотать на двигатель:
Схема бессоплового двигателя БРДП20-82В с вышибным зарядом (такой же как и во втором полете РП-8) приведена ниже для примера:тут: розовый — деревянная заглушка; серый — 1 г черного пороха; голубой — ватная заглушка, чтобы порох не просыпался; фиолетовый — нить запала от петарды. Часть корпуса «утолщена» вторым слоем бумаги — 95мм.
По идее: после выгорания топлива (желтый), зажигается нить запала, а от нее — порох… Масса собранного двигателя — 60 г (топлива в нем — 50 г).
Топливом служит калиево-селитровая сорбитовая карамель.
Лента (или парашют) (1) вместе с двигателем(2..7) «выстреливается» из корпуса ракеты при взрыве пороха(4) вышибного заряда в верхней части двигателя. Резинка (9) выполняет роль амортизатора парашюта. Резинка закреплена в корпусе. Лента (парашют) (1) вторым концом закреплена на корпусе двигателя (если его не жаль потерять, можно и не крепить). Над двигателем (под нижним винтом М5) (5) располагается проклеенная бумажная глухая трубка — гильза (8), в которой помещается верхняя часть двигателя. При срабатывании вышибного заряда, газам деваться некуда — и они вышибают сам двигатель.
Достоинство системы — не нужно пилить корпус ракеты (делать обтекатель съемным). Все, что в корпусе ракеты выше двигателя — доступно для размещения полезного груза 🙂
Минус — мы не можем повлиять на выброс парашюта — система привязана к работе двигателя!
Система использовалась в первом (и последнем 🙁 ) полете РП-9.
НЕ СРАБОТАЛА! порох не взорвался…