Почему бы не спасти ракету через… зад!

Как бы высоко модель ракеты не взлетела, ей предстоит падение и встреча с землей. Если не предпринять мер по снижению скорости соприкосновения с планетой, то потери неизбежны…

Как правило, для замедления снижения используется парашют.

Интерес представляет устройство механизма выброса парашюта. Обычно используется пиротехническая система. В корпусе ракеты создается избыточное давление, приводящее к «разлому» корпуса и высвобождению из него парашюта. Ранее был рассмотрен вариант «Пиро1» и «Пиро2». Традиционно, для извлечения парашюта в системе спасения используется отстрел головного обтекателя… Подумалось: а почему бы вместо «головы» не «выбросить»… двигатель, а за ним и… парашют!

Используется «задний» метод спасения, основанный на пиротехнике. 
Над двигателем (под нижним винтом М5) располагается проклеенная бумажная глухая трубка — гильза, в которой помещается верхняя часть двигателя. При срабатывании вышибного заряда, газам деваться некуда — и они вышибают сам двигатель. Вместо парашюта используется «тормозящая лента». Она намотана на двигатель и «вышибается» вместе с ним…dscf0006

Разместить ее негде — пришлось намотать на двигатель:dscf0008

Схема бессоплового двигателя БРДП20-82В с вышибным зарядом (такой же как и во втором полете РП-8) приведена ниже для примера:brdp_vz20-82тут: розовый — деревянная заглушка; серый — 1 г черного пороха; голубой — ватная заглушка, чтобы порох не просыпался; фиолетовый — нить запала от петарды. Часть корпуса «утолщена» вторым слоем бумаги — 95мм.

По идее: после выгорания топлива (желтый), зажигается нить запала, а от нее — порох… Масса собранного двигателя — 60 г (топлива в нем — 50 г).dscf9985

Топливом служит калиево-селитровая сорбитовая карамель.

Лента (или парашют) (1) вместе с двигателем(2..7) «выстреливается» из корпуса ракеты при взрыве пороха(4) вышибного заряда в верхней части двигателя. Резинка (9) выполняет роль амортизатора парашюта. Резинка закреплена в корпусе. Лента (парашют) (1) вторым концом закреплена на корпусе двигателя (если его не жаль потерять, можно и не крепить). Над двигателем (под нижним винтом М5) (5) располагается проклеенная бумажная глухая трубка — гильза (8), в которой помещается верхняя часть двигателя. При срабатывании вышибного заряда, газам деваться некуда — и они вышибают сам двигатель.

Достоинство системы — не нужно пилить корпус ракеты (делать обтекатель съемным). Все, что в корпусе ракеты выше двигателя — доступно для размещения полезного груза 🙂

Минус — мы не можем повлиять на выброс парашюта — система привязана к работе двигателя!

Система использовалась в первом (и последнем 🙁   ) полете РП-9.

НЕ СРАБОТАЛА! порох не взорвался…