Как РП-7 летала в пятом своем старте

Своего пятого полета РП-7 ждала довольно долго. Хотелось по-больше солнца, чтобы видео получилось по-лучше, но и ноябрьские, и декабрьские выходные все как один были пасмурные с низкой густой облачностью …

Особенности пятого запуска:

  • Оборудование и бортовое ПО осталось без изменений — как в предыдущем полете;
  • новый двигатель! добавлено «псевдосопло» из эпоксидки;
  • изменена система спасения — добавлен небольшой вытяжной парашютик.

Двигатель — новый. Особенности: заглушка и сопло из эпоксидки. Материал корпуса — три слоя офисной бумаги А4. РДП20-120 — не обычный бессопловый, а уже как бы с соплом, что при тех же размерах и даже меньшем количестве топлива должно было добавить «мощи»! Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Масса двигателя — 96,5 г.

Этапы изготовления двигателя и его внешний вид:

Пятый полет РП-7 состоялся 3 января 2017 года. Солнце, почти чистое небо, морозец — около -10 градусов.

В итоге, полет — получился. Ракета (топливо) долго «разгоралась» — почти 10 секунд — сказался мороз и подсевший аккумулятор. Ровно ушла со старта, наверно зря наклонял направляющую в сторону ветра, ракета в этом направлении и полетела… Вытяжной парашют отлично вытянул из обтекателя основной, после этого скорость падения резко уменьшилась. Ракета ровно села в кустах и даже осталась в вертикальном положении. Никаких поломок нет, радиопеленгатор для поиска не понадобился.

Из минусов: камера на старте отключилась (села батарейка); бортовая камера также выключилась — наверно, при установке нажалась кнопка питания.

Программное обеспечение также сработало «на Ура!» Корректно определен момент старта. Весь полет хорошо уложился в EEPROM.

Синий график — высота в метрах, розовый — скорость в км/час; временные отсчеты через 0,1 сек. Данные с регистратора дают полную картину полета. Хорошо видно момент раскрытия парашюта (горизонтальный участок — это ручная корректировка разнонаправленных выбросов реальных данных).

Анализ данных регистратора:
—— на старте ——-
0; T0; 2018; температура на старте = 0,18 град С (на самом деле -5-7)
2; P0; 9849; давление 98490 Па
4; V0; 937; напряжение питания =9,37В
6; Z0; 935; напряжение на запале хх =9,35В
—— в точке принятия решения о срабатывании заряда ——
8; TM; 1918; температура в точке срабатывания заряда (-0,92)
10; PM; 9558; давление 95580 Па
12; VM; 928; напряжение питания =9,28В
14; ZM; 926; напряжение на запале хх =9,26В
16; VZ; 871; напряжение на запале сразу после срабатывания =8,71В
—— на месте приземления (окончание отсчетов) ———
18; TE; 1748; температура после приземления (-2,52)
20; PE; 9854; давление 98540 Па
22; VE; 925; напряжение питания =9,25В

Точка падения — на самом деле ниже точки старта.

Отсек блока управления даже не припорошился снегом. Ракета осталась абсолютно целой.

Выводы: Сам полет — хорош (новый рекорд высоты для РП-7)! Работа систем — отлично! Система спасения — отлично!

PS. Некоторые цифры пятого полета РП-7:

  • Точка рывка раскрытия парашюта: высота 215м, скорость 93 км/час, произошло через 1,8 сек после подачи питания на пиропатрон;
  • Время работы двигателя = 1,9 сек;
  • Скорость в момент окончания работы двигателя (это — Максимальная скорость в полете) = 306 км/ч;
  • Высота в момент окончания работы двигателя = 51,2 м
  • Макс высота = 258,5 м;
  • Время полета от старта до максимума  = 7,4 сек, из них по инерции = 5,7 сек;
  • Скорость падения с парашютом = 25 км/ч (средняя);
  • Общее время падения от максимума  = 32,1 сек;
  • Раскрытие парашюта от максимума высоты через = 2,0 сек;
  • Общее время полета = 39,5 сек.

Двигатель РДП20-120: сопло и заглушка — эпоксидка:
начальный диаметр сопла равен диаметру канала =7мм;
конечный диаметр сопла (после отработки) = 9-10мм.