Что дает «задняя» система спасения. РП-347А, третий старт.

Два старта РП-347 на двигателе в трубе ПП 20мм оказались сравнительно успешными. Ракета оказалась довольно неудобной в плане подготовки к старту. 

Неудобство, прежде всего, заключалось в довольно хлопотной сборке. Сравнительно длинный корпус, установка блока электроники и вышибного узла производится с конца трубы на довольно большую «глубину». При этом надо попасть на крепежные отверстия. Кроме того, клеммы контактного датчика старта очень неудобно «высовывать наружу». При этом даже случился обрыв проводника на печатной плате контроллера. Хотелось избавиться от «неудобств».

Первое решение — использование геркона вместо «выдергиваемой перемычки» в детекторе старта. На плату контроллера установил геркон. Напротив него на направляющей предполагается крепить магнит. Таким образом в стартовом положении контакты геркона под действием магнитного поля замкнуты. При движении ракеты, контакты размыкаются — детектируется старт.

Второй «новый момент» в ракете РП-347А — это «задняя система спасения«. Такая уже пробовалась несколько лет назад, хотелось проверить ее на «новом уровне». Если коротко, то вышибной заряд выстреливает вместе с парашютом не головную часть ракеты, а двигатель. Переворачиваем блок электроники с вышибным. При этом можно существенно уменьшить «глубину установки» блока в корпус ракеты (на 347-ой не стал этого делать). Парашют укладывается вокруг «тонкой части» корпуса двигателя (между заглушками).

Видео про конструкцию и тестовый «отстрел» можно посмотреть:

Для третьего запуска «обновленной» РП-347А использовал тот же корпус двигателя, что летал ранее. После очередного укорачивания на 10мм осталось места только под три шашки. Для компенсации потерь использовал шайбу М6 в заглушке с соплом. Таким образом, сопловая часть состоит из отверстия 5,5мм в ПП заглушке и шайбе М6 (диаметр отверстия 6,4мм) на герметике установленной в той же заглушке. Отличие от конструкции двигателя в первом старте — герметик. Параметры такого «сокращенного» варианта двигателя.
rdp16-3x40-d55m6

  • Масса двигателя  65,9
  • Массы шашек в двигателе  3,8 + 9,0 + 8,5 + 8,7
  • Общая масса «топливной колбаски»  32,5

Высота полета такого варианта ракеты должна была бы быть в районе 100м
rp347cx
Крепление двигателя и парашюта к корпусу ракеты — отрезком проволоки (даже не могу сказать какой — предполагаю 0,2мм нихром).

  • Длина ракеты осталась прежней — 70 см
  • Полная масса снаряженной ракеты — 347,2 г
  • Положение центра тяжести — 44 см (от носа)
  • Запас устойчивости — более трех калибров

В программную часть ракеты внес изменения (v106). Срабатывание ССР по таймеру — время уменьшено до 4 сек (плюс порядка секунды на горение фитиля). Добавлено условие срабатывания ССР по замедлению скорости (считаем число подряд идущих изменений давления менее 10Па (периодичность замера 50мс), при их числе более 5 — команда на срабатывание). Добавлена блокировка анализа данных барометра на 2 сек после старта.


22 февраля 2025. Прекрасный солнечный день. Ясно. Ветра нет. Мороза — нет (-3). Идеальный день для запусков.

Магнитная система детектирования старта прекрасно себя показала. Ракета на старте чувствовала себя уверенно.

Сводное видео о конструкции двигателя, работе магнитного датчика и первом запуске (общий третий) РП-347А.

Ракета «слетала» хуже всяких ожиданий. Виной всему — халатность при установке двигателя. Надо было предусмотреть упор, чтобы двигатель не перемещался в корпусе ракеты. Возможно, слабая тяга двигателя связана с технологией — в этот раз все компоненты хранились на морозе -10..-15 больше недели (нахватались влаги).

Screenshot-2025-02-22-18-08-07-554-appinventor-ai-pakhom2-Flight-View-7 Screenshot-2025-02-22-18-08-49-024-appinventor-ai-pakhom2-Flight-View-7 Screenshot-2025-02-22-18-09-36-991-appinventor-ai-pakhom2-Flight-View-7 Screenshot-2025-02-22-18-11-06-916-appinventor-ai-pakhom2-Flight-View-7 Screenshot-2025-02-22-18-13-02-653-appinventor-ai-pakhom2-Flight-View-7

Итог: Магнитный датчик старта сработал отлично. Алгоритм срабатывания ССР в апогее — также отлично. А вот «заднюю» ССР проверить на практике не удалось. Двигатель не смог покинуть ракету — слишком плотно «вдавился» внутрь корпуса. Высота подъема — 22,7 метра!

Интересен анализ падения напряжения на аккумуляторе при срабатывании ССР. Падение до 3,2В. В цепи питания контроллера стоял обычных диод 1N4007 — он дает еще 0,7В. Таким образом, контроллер и датчики нормально отработали при падении питания до 2,5В!