Как летают «большие» бутылки (ВП-1044, одна и две двухлитровые)

Увидел вполне подходящее для соединения бутылок творение — латунный ниппель для бескамерных шин. Купил и решил испытать на больших (двухлитровых) бутылках. 

Видео про общий подход к «проблеме соединения» бутылок

Я перебрал разные варианты соединения бутылей и остановился на самом очевидном и простом варианте. Общий принцип — в донышке одной бутылки сверлится отверстие, в крышке другой бутылки — такое же отверстие. Вставляется трубка с наружной резьбой и бутылка с крышкой стягиваются этой трубкой двумя гайками (естественно, с прокладками). Сочленение получается крепким, герметичным и разборно/ремонтопригодным. В крышку можно ввинтить следующую бутылку и так далее наращивать объем ракеты.
wp1044-1-6
Про конструкцию новой «большой водяной» ракеты ВП-1044 (здесь 10 — это диаметр в см большой бутылки, на самом деле он меняется, т.к. теперь делают только «красивые» бутылки с «выкрутасами») так же снял отдельное «кино»

Подход к созданию конструкции такой же, как и к предыдущим тонкостенным ракетам. Чтобы не повреждать корпус бутылки (она должна остаться герметичной) сделаны внешние кольца, к которым крепятся стабилизаторы (все те же из панелей сайдинга из 41-ой и 42-ой ракет). На кольцах есть «зацепы»(бугели) для крепления на направляющий стартовый рельс.
wp1044-1-7
Предусмотрен модуль электроники и системы спасения — устанавливается между бутылками и крепится к крышке одной из них «на простом трении» — деваться ему некуда.

В модуле есть место по питание, контроллер, датчики и исполнительное устройство системы спасения. В будущем этим займусь…


14 июля 2024 года. Очередной жаркий летний день (в этом году лето очень жаркое). Проверка «летабельности» двухлитровых бутылок.

Видео про полеты ВП-1044

Сначала провел опыт с одной «модернизированной» бутылкой. Заглушил узел соединения бутылок колпачком от ниппеля. Налил 0,6л воды, накачал 0,3МПа и установил конструкцию на направляющую. В этом варианте сопло — просто горлышко бутылки. Механизм запуска — «цанговый» из разрезанной крышки бутылки с вставленным ниппелем; «лепестки» крышки стянуты скотчем — он переплавляется нихромовой проволочкой.
wp1044-1-4
Бутылка хорошо уверенно взлетела
wp1044-1-r3
и спланировала сверху на землю как самолет (хорошая устойчивость — масса носа достаточно велика и-за латунного ниппеля и довольно большие стабилизаторы — работают как крылья) — горизонтально.
wp1044-1-r1
После первого опыта, попробовал «двухбутылочный» вариант «сорок четвертой». Из-за особенностей узла соединения бутылок надо следить, чтобы в верхнюю бутылку не попадала вода на этапе подготовки. Иначе выступающая часть латунного ниппеля узла н позволит выйти в полете всей воде из бутылки — часть останется. Пришлось сначала налить воды в нижнюю бутылку. Потом собрать конструкцию из двух бутылок и накачивать ее воздухом уже в наклонном положении (верхняя бутылка выше нижней).
wp1044-2-3
Собранную и заправленную конструкцию установил на старт. Модуль для электроники не стал устанавливать. В таком варианте массы частей такие: верхняя (пустая) бутылка — 37 грамм. Нижняя конструкция (бутылка, стабилизаторы, узел соединения бутылок) — 148 грамм. Итого общая масса 185 грамм (и еще 1,3 литра воды). Полтора килограмма стартового веса — довольно солидно — твердотопливная такая в район 2 км летает.
wp1044-2-1
Старт получился скомканным. Нихромовая проволочка не до конца переплавила скотч. После нажатия «старт» провода «отвалились», но ракета осталась на месте. Пришлось сдергивать скотч рукой — поэтому видео «со стороны» не получилось.
wp1044-2-r4
Ракета хорошо высоко взлетела и упала недалеко от места старта. Все цело — можно запускать и экспериментировать дальше.
wp1044-2-r2


Теоретические параметры полетов ракеты ВП-1044, полученные на «калькуляторе водяных ракет».

Вариант одной бутылки  (36 метров — визуально примерно так и было):

Bottle Volume 2000 cc
Diameter 110 mm
Water Fill 600 cc
Launch Pressure 300 Kpa (44 PSI, 2.96 Bar)
Nozzle diameter 22.0 mm
Nozzle viscous losses 0.16
Dry mass 148.0 grams
Coefficient of drag 0.30
Initial Velocity 0.0 m/s
Launch Tube length 0.0 mm
Launch Tube diameter 22.0 mm

Results

Launch and thrust phase

Initial thrust 208.1N
Initial burn acceleration 268.3 m/s2 (27.4G)
Average acceleration 416.7 m/s2 (42.5G)

Burnout

Burnout after 77 milliseconds
Burnout Velocity 32.2 m/s (116.1 kmh, 72.2mph)
Burnout Altitude 1.0 metres (3.4 feet)
Burnout acceleration 673.3 (68.7G)
Drag force at burnout 1.2 newton (0.1kgf)
Deceleration due to drag 0.8G
Speed increase due to air pulse 2.5m/s

Coast

Drag-free coast 53.0 metres to apogee at 54.0 metres after 3.4 seconds
Actual apogee at 35.39 metres (116.1 feet) after 2.56 seconds

Crashdown

Crashdown speed 21.8 m/s (78.4 kmh, 48.7mph)
Total flight time 5.43 seconds


Для «двухбутылочного» варианта расчет такой

Bottle Volume 4000 cc
Diameter 110 mm
Water Fill 1300 cc
Launch Pressure 300 Kpa (44 PSI, 2.96 Bar)
Nozzle diameter 22.0 mm
Nozzle viscous losses 0.16
Dry mass 185.0 grams
Coefficient of drag 0.30
Initial Velocity 0.0 m/s
Launch Tube length 0.0 mm
Launch Tube diameter 22.0 mm

Results

Launch and thrust phase

Initial thrust 208.7N
Initial burn acceleration 130.7 m/s2 (13.3G)
Average acceleration 231.5 m/s2 (23.6G)

Burnout

Burnout after 170 milliseconds
Burnout Velocity 39.3 m/s (141.4 kmh, 87.9mph)
Burnout Altitude 2.5 metres (8.3 feet)
Burnout acceleration 452.9 (46.2G)
Drag force at burnout 1.7 newton (0.2kgf)
Deceleration due to drag 0.9G
Speed increase due to air pulse 3.5m/s

Coast

Drag-free coast 78.6 metres to apogee at 81.2 metres after 4.2 seconds
Actual apogee at 50.78 metres (166.6 feet) after 3.09 seconds

Crashdown

Crashdown speed 25.4 m/s (91.6 kmh, 56.9mph)
Total flight time 6.56 seconds

ИТОГ: Конечно ракета взлетела высоко, выше, чем ВП-842. Но вот насчет 50 метров я сомневаюсь… Тем интереснее будет проверить инструментально эти расчеты.

Ссылка на альбом с фотографиями запусков.