РП-40 почти месяц пролежала под снегом и дождем в поле после третьего запуска. Удалось ее отыскать только через несколько недель после старта.
Как оказалось, третий старт прошел нормально — все системы отработали «как смогли». Не удалось обнаружить ракету по радиосигналу из-за невысокой дальности его обнаружения — если бы прошел метров сто к северу от старта — ракета была бы «услышана». По итогу — ракета РП-40 полностью цела и готова к очередному старту.
В четвертом запуске предполагалось повторить программу третьего.
- Еще раз заправить трубу двигателя (уже в пятый раз)
- Проверить качество съемки сверху камерой SQ-11
- Проверить работу радиомаяка в весенних (без снега) условиях
- Еще раз проверить работу микроальтиметров VEGA от pinko
Корпус ракеты не претерпел изменений. Пришлось лишь напечатать новую крышку парашютного отсека (старая развалилась).
Блок электроники не менялся, программа не менялась — только сбросил признаки полета. В качестве вышибного заряда также использованы две петарды с зажиганием через фитиль.
В каркас блока электроники поместил камеру SQ-11 c microSD 16GB. Питание камеры осуществляется от основного литиевого аккумулятора 1500 мА*час размером 18650.
Под обтекатель головной части поместил блок с двумя микроальтиметрами и радиомаяком. Питание компонентов осуществляется от отдельного литиевого аккумулятора 18350 (от вэйпа).
В полет отправились те же аккумуляторы, что летали в третьем запуске и пролежали под снегом почти месяц. Они были разряжены, но после зарядки вполне нормально держали заряд.
В свой пятый запуск отправился корпус двигателя в 32 мм ПП трубе. Срезал с него заглушку.
Оставил муфту с бакелитовым соплом без изменений. Промыл канал. Заправил двигатель новыми карамельными шашками. Т.к. корпус после нескольких сокращений стал совсем коротким (канал всего 163 мм), удалось в него поместить только «тяговые» шашки. Пришлось отказаться от «глухой» шашки.
В качестве эксперимента в пятом варианте двигателя были такие изменения:
- короче труба, убрал глухую шашку, остались 4 «тяговитые» (диаметр 25, длина 40, канал шпилька М6 в коктейльной трубке — примерно 7мм)
- на одной шашке поставил эксперимент — не стал надевать трубку — голая шпилька вставляется в карамель. Через час ее проворачиваю, чтоб «не присохла»; примерно через 12 часов убеждаюсь что «не присохла» Вполне рабочая шашка при меньших хлопотах.
- «шашечную колбаску» скреплял бумажным скотчем только вдоль (с нахлестом). Прежде в местах стыка шашек еще и клеил скотч поперек. Такая термозащита сработала — повреждений ПП трубы нет — значит так можно упрощать.
- т.к. глухой шашки не было, то для «безопасности» паяльных работ с заглушкой, заклеил торец верхней шашки картонкой — крепление скотчем
- в этот раз шашка из трубы выступала на 5 мм. Приваривать заглушку в такой ситуации было жутковато (по сути — суем карамельную шашку прямо в паяльник/утюг). Уменьшил температуру нагрева до 220 «китайских градусов». Нормально — даже скотч крепления картонки не оплавился.
- из-за выступа 5 мм пришлось уменьшить место расплава трубы до 10 мм. Заглушку плавил «до упора». В итоге удалось насадить заглушку примерно до 12 мм трубы
- Двигатель имеет «следы жизни всяких…», т.к. пролежал месяц в поле под дождем и снегом после предыдущего запуска
Забегая вперед, надо сказать, что бакелитовое сопло к этому моменту уже имело разгоревшуюся критику — от 6,5 мм исходных (второй запуск), стало примерно 8 мм. Из-за этого полет оказался намного ниже.
29 апреля 2024. Хороший день. Ясно. Небольшой ветерок. Предполагая относительно высокий полет, ушел в поле подальше.
Традиционные фото с видом на ракету сверху (под желтым обтекателем радиомаяк и микроальтиметры)
… и фото с видом на двигатель
Видео четвертого запуска РП-40
Отдельно — момент старта ракеты, где видно ее «качающееся» поведение на направляющей.
Что произошло.
Запуск двигателя осуществлялся голой нихромовой проволочкой. Движение ракеты началось примерно через 0,3 сек после появления «дымка» из сопла. На замедленном видео заметно, что газы из сопла идут не строго вниз, а «как бы вбок». Потому и ракету довольно ощутимо «качает» на подъеме по направляющей. Однако после схода полет пошел довольно ровно. Отмечу, что был «хороший заметный звук» работающего двигателя. Ракета ушла вверх, слегка отклонившись в сторону ветра.
С ближних камер такие картинки
Ракету было хорошо видно до самого апогея. Сработала система спасения, раскрылся парашют и ракета (показалось, что довольно долго) стала опускаться. Направление на приземлившуюся ракету визуально определил.
Включил приемник — сигнала в точке старта не было. Собрал оборудование, пошел по направлению к упавшей ракеты (примерно метров 250-300, от старта лежащую на земле ракету не видно). Метров за 100 до невидимой ракеты появился сигнал радиомаяка. По нему легко вышел на упавшую РП-40.
На месте падения — все части ракеты целы и на своих местах. Индикация на контроллере отсутствует, на камере — тоже. Это такой режим индикации по окончании записи данных (надо будет изменить — добавить какое-нибудь мигание). Остановил запись на камере нажатием кнопки — появилась индикация ожидания. Выключил оборудование. Радиомаяк с микрольтиметрами также погасил.
Уже дома вынул и осмотрел двигатель и сопло (разгорелось до 9 мм); достал камеру, вынул из нее microSD. Считал данные с контроллера и микроальтиметров.
Итог: вполне прогнозируемый полет на 350 метров. Такое падение высоты обусловлено увеличенным диаметром критики сопла (вместо 6,5 мм оно было в районе 8 мм). Все оборудование отработало штатно. Качество съемки камеры SQ11 — отвратительное.
Данные с регистраторов
Питание с альтиметров отключил еще в поле. Данные считал уже дома. В целом, полет на 350 метров.
Данные с MAV версии 1.50 высота.
Остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)
Данные с MAV версии 3.50 высота.
Остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)
Данные с полетного контроллера о высоте, скорости и давлении
Некоторые цифры четвертого запуска РП-40
- Масса трубы двигателя пустой без заглушки 79,6
- Длина камеры пустой трубы двигателя 163
- Длина среза заглушки 16
- Массы шашек 31,9 + 31,0 + 30,3 + 31,6
- Первая шашка 31,9 — канал — шпилька М6 без трубки и скотча)
- Масса шашечной колбаски 126,5
- Масса двигателя без заглушки 205,6
- Масса срезанной заглушки 25,8
- Масса двигателя 230
- Перекос заглушки
- Масса двигателя после полета 110,6
- Скорость схода ракеты с рельса 9,8 м/с
- Время до начала движения от дымка 0,3
- Диаметр критики после полета 9 мм
Несколько «ужасных» кадров с бортовой камеры SQ11